Автомобильные дороги и автотранспорт в России

Автотранспортная нагрузка на дороги в России
Длина дорог с твердым покрытием в России, 1970 - 2011
Россия, Китай и развитые страны: длина дорог, строительство дорог
Перевозка грузов автотранспортом

Автотранспортная нагрузка на дороги в России

Со строительством российских дорог в 1990-х - 2000-х проблемы были не менее острыми, чем со строительством жилья. В стране с каждым годом увеличивалось количество автомобилей, а общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием с 1994 года практически не изменялась. Денег хватало только на латание ям после зимы, ремонт отдельных участков. Это привело к ухудшению качества дорог, к росту нагрузки на них, к росту числа пробок, транспортных происшествий, особенно в крупных городах и на оживленных трассах.

Данные по количеству автомобилей на 1 км дорог с твердым покрытием в России приведены на графике, с 2016 года учтены протяженность улиц, а также дороги местного значения.

 Количество грузовых и легковых автомобилей на 1 км дорог с твердым покрытием в России, 1970 - 2022

Длина дорог с твердым покрытием в России, 1970 - 2011

Данные приведены на графике.

 Общая протяженность дорог с твердым покрытием в России, тыс. км, 1970 - 2011

С середины 2010-х положение в ряде регионов стало улучшаться. Частично это можно объяснить подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Появились платные участки дорог. Особенно заметны были работы по решению транспортных проблем в Москве после смены мэра в 2010 году.

На конец 2022 года длина дорог с твердым покрытием в России составила 1220 тыс. км, в том числе 1115 тыс. км общего пользования.

Россия, Китай и развитые страны: длина дорог, строительство дорог

В Китае быстрыми темпами строятся первоклассные шоссе и суперсовременные автомагистрали. В 1996 году в стране практически не было автомагистралей, и всего через 15 лет Китай обогнал по их общей длине все страны мира. При сопоставлении с китайскими, ирландскими, португальскими, польскими, венгерскими и некоторыми другими наши достижения в этой области в 1990 - 2000-х окажутся бледными.

Длина автодорог в России, Китае, США, и Японии, тыс. км, 1980 - 20121

Приведенный выше график дает представление о темпах и результатах развития сети дорог в России, США и Китае. Дорога (особенно грунтовая) - дороге рознь (в нашей стране грунтовая дорога будет считаться дорогой, даже если по ней весной и осенью можно проехать только на тракторе). Более корректным будет сравнение дорог с твердым покрытием, хотя и здесь часто площадь выбоин и ям на асфальтированной дороге может быть больше площади асфальта.

Твердое покрытие состоит из различных видов уплотненных дорожных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак), обработанных или не обработанных вяжущими. Например, асфальтовая дорога, бетонная, гравийная. Такие дороги должны обеспечивать круглогодичный проезд автомобилей. Конечно, они могут быть совершенно разными по качеству как в одной стране, так и в разных странах.

О дорогах с твердым покрытием в США

Дороги с твердым покрытием в США (пояснение BTS): «Низкий тип (грунтовая, гравийная или каменная дорога с битумным покрытием толщиной менее 1 дюйма); промежуточный тип (смешанная битумная или битумная проезжая часть на упругом основании с комбинированным покрытием и толщиной основания менее 7 дюймов); упругое покрытие высокого типа (смешанная битумная или битумная проезжая часть на упругом основании, имеющая комбинированную поверхность и толщину основания 7 дюймов или более; композит высокого типа (смешанная битумная или битумная проезжая часть из уплотненного материала толщиной более 1 дюйма на жестком основании с комбинированной поверхностью и толщиной основания 7 дюймов или более; жесткое высококлассное (проезжая часть из портландцементного бетона с или без битумной поверхности износа менее 1 дюйма)». 1 дюйм = 2,54 см.

Классификация дорог в Китае (данные на 2011 г.)

Автомагистрали (expressway), ширина полотна 28 м. Разделены на 3 категории в зависимости от числа полос и количества автомобилей, проезжающих по дороге в сутки (25 - 100 тыс.). Длина автомагистралей ~ 2,1% от длины всех шоссе Китая

Класс 1 - ширина 25,5 метров, трафик 1,5 - 30 тыс. автомобилей в сутки, срок службы 20 лет. Длина дорог этого класса ~ 1,7% от длины всех шоссе Китая.

Класс 2 - ширина 12 метров, трафик 3 - 7,5 тыс. среднетоннажных автомобилей в сутки, срок службы - 15 лет. Длина ~ 7,8% от длины всех шоссе.

Класс 3 -ширина 8,5 метров, трафик 1 - 4 тыс. среднетоннажных автомобилей в сутки, срок службы - 10 лет. Класс 4 - ширина 7 метров, трафик 0,2 - 1,5 тыс. среднетоннажных автомобилей в сутки, срок службы - 10 лет. Длина этих дорог ~ 54% от длины всех китайских шоссе.

Дороги вне классификации (unclassified) - их длина составляет примерно 15,9% от всех шоссе.

Примечание в статистическом ежегоднике Китая (2020 г.). Длина автодорог - фактическая длина на конец отчетного периода. Это длина дорог общего пользования, на которых движутся транспортные средства между городами, городскими и сельскими районами и между поселками (деревнями), а также дороги, проходящие через улицы в небольших городах и поселках, длина мостов и туннелей, паромных причалов. Она не включает длину улиц в городах, тупиковые шоссе, длину дорог, построенных для сельскохозяйственного (лесного) производства и внутренних заводов (шахт). Дорога может быть включена в расчет только тогда, когда она завершена, проверена и принята или введена в эксплуатацию. Если две или более автодороги используют один и тот же участок, длина участка учитывается только один раз.

О строительстве автодорог и автомагистралей

В 2005 году в России было 4,3 тыс. км автодорог I категории. В 2015 году длина автомагистралей (установлен знак 5.1) составила 816 км, в 2020 году - 1654 км. Кроме того, в 2020 году в России действовали 982 км дорог с ограничением скорости 100 км/час (включая МКАД).

Данные по строительсту автодорог в России и Китае приведены на графике.

Построено автодорог общего пользования с твердым покрытием в России и шоссе (highways) в Китае, тыс. км, 1990 - 2023

Китай с 2011 года уверенно лидирует в мире по длине автомагистралей, в 2022году их длина в Китае составила 177,3 тыс. км. Данные - на графике.

Длина автомагистралей в России и некоторых странах, тыс. км, 1985 - 2022

По длине автодорог Россия занимает 5 место в мире, незначительно опережая по этому показателю Японию (данные CIA, WFB, 2022). Но по плотности автодорожной сети (длине дорог на 100 кв. км территории) Россия значительно уступает Китаю и развитым странам. Так, в 2011 году, по данным World Bank (новых данных по состоянию на 2021 год нет), густота автодорожной сети в России составила 6,4, в Китае - 42,8, США - 66,7, в Японии - 89,7, Германии - 180,2.

Информация к размышлению
09.10.2015, по сообщение по Первого канала российского TV, рекордная пробка образовалась в Китае на участке, где 50-полосное шоссе (расширение дороги перед контрольно-пропускным пунктом) переходит в 20-полосное. Наиболее известная в России автомагистраль МКАД имеет 10 полос. В конце 2010-х российские магистрали на отдельных участках имели 8 - 10 полос.


О стоимости строительства дорог

Стоимость строительства дорог в России в 2000-х и начале 2010-х была значительно выше, чем в Китае и в развитых странах.

Средняя стоимость строительства одного км автодороги и метро, млн. долл.

Перевозка грузов автотранспортом

Объемы перевозок автотранспортом в России и в Китае далеки от уровня 1980-х.

Перевозка грузов автомобильным транспортом в РСФСР, России и автомобильным транспортом в Китае, млрд. тонн, 1985 - 2023.

На главную

© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2024
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.