Морской транспорт в России

    Количество морских судов и их суммарный дедвейт в России и отдельных странах
    Российские суда под иностранными флагами
    Перевозка грузов и пассажиров морским транспортом
    Возраст морских судов
    Строительство судов в России и за рубежом
    Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах

Количество судов и их суммарный дедвейт

В 1990 году в СССР было около 1800 крупных морских грузовых судов общим дедвейтом 22,4 млн. тонн. Прибыль от морских перевозок в 1995 - 1990 гг. ежегодно составляла 2,3 - 2,6 млрд. рублей [I.3]. После разрушения СССР Россия взяла на себя все долги суверенных республик, но только 790 (44%) судов морского флота суммарным дедвейтом 10,8 млн. тонн. Уже к 2000 году и от этого флота мало что осталось: количество судов, а также их суммарный дедвейт значительно уменьшились.

Количество морских судов  торгового флота в России

Данные Росстата по изменению количества судов морского флота России приведены в таблице и на графике.

Тип судна1995200020102021
Суда - всего, в том числе: 5509390827792704
нефтеналивные245237311385
наливные прочие10222217
нефтенавалочные и нефтерудовозы5748327
рудовозы и навалочные5636204
дл¤ генеральных грузов1203795620560
грузопассажирские261399
контейнерные, баржевозы, доковые3627813
рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда3782573821
рыболовные20671706932825
пассажирские и пассажирские бескоечные132514738
суда обеспечени¤, обслуживающие суда86333642
буксиры370221312360
земснар¤ды32161618
ледоколы28243433
научно-исследовательские167927362
прочие613316269310

Количество морских судов в России на конец года, тысяч, 1995 - 2021

Данные ООН по изменению дедвейта судов морского флота СССР и России приведены на графике.

Дедвейт морского флота СССР и России по типу судов, млн. тонн, на начало года, 1980 - 2023

Сокращение российского флота ярко контрастировало с развитием китайского, сингапурского, германского, индийского и др. флотов. В 2011 - 2019 гг. даже флот Вьетнама по дедвейту был примерно равен флоту России. Данные приведены на графике.

Дедвейт торгового флота, зарегистрированного под флагами государств, млн. тонн, 1980 - 2023

За двенадцать лет (2003 - 2015) дедвейт гражданских судов (с двигателями) в Китае увеличился на 200 млн. тонн. В 2022 году он составил 290,7 млн. тонн.

Общий дедвейт морского гражданского флота России и Китая, 1980 - 2020, млн. тонн

Российские суда под иностранными флагами

Большая часть российских морских судов плавает под иностранными флагами [59]. Распределение судов российского морского транспортного флота по данным, приведенным на совместном заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии РФ 03.05.2007 [60], показано в таблице (см. также [61]). Данные ООН представлены на гистограмме.

Флаг суднаДедвейт, млн. тВозраст судов, лет
Суда под российским флагом5,95Более 24
Суда под иностранным флагом9,05Около 9

На 01.01.2015 31,7% российских судов (по количеству) были зарегистрированы под российским флагом, на 01.01.2023 - 15,3%. По данным NUCTAD на 01.01.2023 54,5% российских судов (по дедвейту) были зарегистрированы под иностранными флагами.

Суммарный дедвейт морских торговых судов России и стран, лидеров по этому показателю на 01.01.2023; суммарный дедвейт судов этих стран, плавающих под национальными   флагами, млн. тонн

По данным UNCTAD на начало 2016 года под флагом Либерии были зарегистрированы российские суда суммарным дедвейтом 7,5 млн. тонн, под флагом Кипра - 1,7 млн. тонн, под флагом Мальты - 0,7 млн. тонн...

Перевозка грузов и пассажиров

С 1970 г. по 2021 г. мировой объем перевозимых морским транспортом грузов увеличился в 4,1 раза. Основные грузы: нефть, железная руда, зерно, уголь, бокситы/глинозем и фосфатная руда.

Международные морские перевозки, 1970, 1990, 2021, млн. погруженных тонн

За время реформ объем грузоперевозок флотом России значительно уменьшился.

Уменьшение объемов транспортировки российских грузов судами под российским флагом происходило на фоне возрастающих объемов перевозок судами под иностранными флагами. Так, в 2004 году было перевезено более 450 млн. тонн российских грузов, из которых только 11,5 млн. тонн - судами под российским флагом. Собственным морским флотом обеспечивалось уже не более 4 - 6% российских внешнеторговых перевозок. Ежегодная сумма фрахта судов для транспортировки российских грузов составляла миллиарды долларов.

Объем  российских грузов, перевезенных российским морским флотом, в процентах от общего объема российских грузов, перевезенных морскими судами

В 2023 году морским флотом России перевезено 32,9 млн. тонн грузов. Данные Росстата за 1990 - 2023 годы приведены на графиках ниже. С 2007 года Росстат приводит данные с пометкой: «по организациям всех видов экономической деятельности».

Перевозка грузов морским транспортом России и Китая, 1990 - 2023, млн. тонн

На графиках ниже приведены данные по пассажирским перевозкам морским транспортом в России и в некоторых европейских странах.

Перевозка пассажиров морским транспортом, 2000 - 2022, млн. тонн

Возраст морских судов

Д.Медведев, 11.07.2011: «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно». И мы знаем, почему это количество было запредельным. И знаем, под какими флагами плавали наши современные суда. И догадываемся о доходах их «эффективных» собственников, ушедших от налогов в России. Знало ли правительство?

 Возраст морских судов в России на конец года; 1995, 2009, 2021, данные в процентах от общего количества судов

В 2023 году средний возраст морских судов в мире составил 24,2 года. Данные за 2022 год приведены на диаграммах.

Возраст морских судов в мире (суда 100 тонн и выше) на 2022 год; данные в процентах от общего количества судов и по суммарному дедвейту

Строительство судов в России и за рубежом

Есть ли перспектива у нашего гражданского флота, строятся ли в России суда? По словам В.Путина (май 2007 года) судостроительная отрасль сегодня находится "не просто в кризисе, а в упадке" [60].

Новых судов было мало, они строились, в основном, на зарубежных верфях и не для России. «За период с 1992-го по 2004 год судоходными компаниями было построено 215 судов дедвейтом 7,3 млн. тонн. Практически все они (92%) зарегистрированы в офшорах» [59]. Аналогичные данные приведены на заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии (май 2007 года): 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев, зарегистрированы под иностранными флагами, то есть за рубежом.

Производство морских самоходных сухогрузных судов в РФ, штук, 1995 - 2021

В 2019 году построен 1 морской буксир, в 2020 году - 2, в 2021 году - 36.

Китай еще совсем недавно не был судостроительной державой. За короткий срок по тоннажу построенных судов Китай опередил мирового лидера отрасли - Республику Корея.

По данным UNCTADstat за 8 лет (2014 - 2021) в Китае построено морских судов суммарным дедвейтом 190,6 млн. тонн, в России - 0,8 млн. тонн.

Построено  морских торговых судов в некоторых странах, 2014, 2022, млн. валовых регистровых тонн

Китай развивает не только свой флот. Так, в 2007 году Китай экспортировал 167 танкеров, 933 грузовых судна, сотни других кораблей на общую сумму более 12 млрд. долл. Для сравнения: примерно такую же сумму получила Россия за экспорт в этом году судов и плавучих средств, а также 98 миллионов тонн угля и 27 миллионов тонн азотных, калийных и смешанных удобрений.

В 2019 году экспорт судов и плавучих конструкций из Китая составил 22,5 млрд. долл. Для сравнения: из России в 2019 году экспортировано 205 млн. тонн (!) угля на сумму 16 млрд. долл.

 Экспорт судов и плавучих конструкций (ships, boats, floating structures) из Китая, млрд. долл. Для сравнения - экспорт угля из России, 1995 - 2022, млрд. долл.

Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах

Данные по строительству и расширению морских портов и причалов для обработки грузов в России и Китае приведены на графике и гистограмме.

Построено причалов морских портов в России, млн. тонн грузов в год; ввод мощностей причалов по обработке грузов в Китае, млн. тонн в год
Строительство и расширение портов в Китае, причалы (стоянки для судов), единиц, 2000 - 2019

С середины 2000-х существенно увеличились мощности морских портов России по перевалке грузов, увеличилась и перевалка грузов.

Мощности перегрузочных комплексов в портах России, 2000 - 2023, млн. тонн

Данные по обработке грузов в портах России и европейских стран приведены на графике ниже.

Общий вес грузов, обработанных во всех портах некоторых европейских стран, 1997 - 2023,  млн. тонн.

В 2023 году в морских портах России объем перевалки грузов составил 883,8 млн. тонн. Экспортных грузов перегружено 690,5 млн. т (78,1%), импортных - 38,6 млн. т (4,4%), транзитных - 65,2 млн. т (7,4%), каботажных - 89,5 млн. т (10,1%), данные Минтранса России. Основные по объему перевалочные грузы - нефть, нефтепродукты, уголь, данные - на диаграммах ниже.

Структура грузов, перегруженных в портах России в 2019 и 2023 годах, проценты

Для сравнения в таблице приведены данные по обработке грузов в прибрежных портах Китая, млн. т (с 2010 года учитывались морские порты, обработавшие за год грузов весом 10 млн. т и более). На конец 2023 года в прибрежных портах Китая было 6397 причалов, из них для продуктивного использования - 5441.

Обработано грузов в прибрежных портах Китая, млн. т (прибывшие + отправленные) [S.61]

ГодОбработано грузов
1985312
1990483
20001256
20105484
20157846
20189224
20199188
20209480
20219973
202210131

Только в одном порту Китая Нинбо-Чжоушань (Ningbo-Zhoushan) в 2022 году обработано 1261 млн. т грузов, что значительно больше, чем их обработано во всех портах России в этом году.

По количеству обработанных в портах международных контейнеров Россия уступает не только крупным странам, но и небольшим азиатским государствам.

Обработано международных морских контейнеров в странах мира в 2022 году, млн. TEU
Обработано международных морских контейнеров, млн. TEU, 1995 - 2022

На главную

© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2024
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.