Морской транспорт в России
Российские суда под иностранными флагами
Перевозка грузов и пассажиров морским транспортом
Возраст морских судов
Строительство судов в России и за рубежом
Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах
Количество судов и их суммарный дедвейт
В 1990 году в СССР было около 1800 крупных морских грузовых судов общим дедвейтом 22,4 млн. тонн. Прибыль от морских перевозок в 1995 - 1990 гг. ежегодно составляла 2,3 - 2,6 млрд. рублей [I.3]. После разрушения СССР Россия взяла на себя все долги суверенных республик, но только 790 (44%) судов морского флота суммарным дедвейтом 10,8 млн. тонн. Уже к 2000 году и от этого флота мало что осталось: количество судов, а также их суммарный дедвейт значительно уменьшились.
Данные Росстата по изменению количества судов морского флота России приведены в таблице и на графике.
Тип судна | 1995 | 2000 | 2010 | 2021 |
Суда - всего, в том числе: | 5509 | 3908 | 2779 | 2704 |
нефтеналивные | 245 | 237 | 311 | 385 |
наливные прочие | 10 | 22 | 22 | 17 |
нефтенавалочные и нефтерудовозы | 57 | 48 | 32 | 7 |
рудовозы и навалочные | 56 | 36 | 20 | 4 |
дл¤ генеральных грузов | 1203 | 795 | 620 | 560 |
грузопассажирские | 26 | 13 | 9 | 9 |
контейнерные, баржевозы, доковые | 36 | 27 | 8 | 13 |
рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда | 378 | 257 | 38 | 21 |
рыболовные | 2067 | 1706 | 932 | 825 |
пассажирские и пассажирские бескоечные | 132 | 51 | 47 | 38 |
суда обеспечени¤, обслуживающие суда | 86 | 33 | 36 | 42 |
буксиры | 370 | 221 | 312 | 360 |
земснар¤ды | 32 | 16 | 16 | 18 |
ледоколы | 28 | 24 | 34 | 33 |
научно-исследовательские | 167 | 92 | 73 | 62 |
прочие | 613 | 316 | 269 | 310 |
Данные ООН по изменению дедвейта судов морского флота СССР и России приведены на графике.
Сокращение российского флота ярко контрастировало с развитием китайского, сингапурского, германского, индийского и др. флотов. В 2011 - 2019 гг. даже флот Вьетнама по дедвейту был примерно равен флоту России. Данные приведены на графике.
За двенадцать лет (2003 - 2015) дедвейт гражданских судов (с двигателями) в Китае увеличился на 200 млн. тонн. В 2022 году он составил 290,7 млн. тонн.
Российские суда под иностранными флагами
Большая часть российских морских судов плавает под иностранными флагами [59]. Распределение судов российского морского транспортного флота по данным, приведенным на совместном заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии РФ 03.05.2007 [60], показано в таблице (см. также [61]). Данные ООН представлены на гистограмме.
Флаг судна | Дедвейт, млн. т | Возраст судов, лет |
Суда под российским флагом | 5,95 | Более 24 |
Суда под иностранным флагом | 9,05 | Около 9 |
На 01.01.2015 31,7% российских судов (по количеству) были зарегистрированы под российским флагом, на 01.01.2023 - 15,3%. По данным NUCTAD на 01.01.2023 54,5% российских судов (по дедвейту) были зарегистрированы под иностранными флагами.
По данным UNCTAD на начало 2016 года под флагом Либерии были зарегистрированы российские суда суммарным дедвейтом 7,5 млн. тонн, под флагом Кипра - 1,7 млн. тонн, под флагом Мальты - 0,7 млн. тонн...
Перевозка грузов и пассажиров
С 1970 г. по 2021 г. мировой объем перевозимых морским транспортом грузов увеличился в 4,1 раза. Основные грузы: нефть, железная руда, зерно, уголь, бокситы/глинозем и фосфатная руда.
За время реформ объем грузоперевозок флотом России значительно уменьшился.
Уменьшение объемов транспортировки российских грузов судами под российским флагом происходило на фоне возрастающих объемов перевозок судами под иностранными флагами. Так, в 2004 году было перевезено более 450 млн. тонн российских грузов, из которых только 11,5 млн. тонн - судами под российским флагом. Собственным морским флотом обеспечивалось уже не более 4 - 6% российских внешнеторговых перевозок. Ежегодная сумма фрахта судов для транспортировки российских грузов составляла миллиарды долларов.
В 2023 году морским флотом России перевезено 32,9 млн. тонн грузов. Данные Росстата за 1990 - 2023 годы приведены на графиках ниже. С 2007 года Росстат приводит данные с пометкой: «по организациям всех видов экономической деятельности».
На графиках ниже приведены данные по пассажирским перевозкам морским транспортом в России и в некоторых европейских странах.
Возраст морских судов
Д.Медведев, 11.07.2011: «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно». И мы знаем, почему это количество было запредельным. И знаем, под какими флагами плавали наши современные суда. И догадываемся о доходах их «эффективных» собственников, ушедших от налогов в России. Знало ли правительство?
В 2023 году средний возраст морских судов в мире составил 24,2 года. Данные за 2022 год приведены на диаграммах.
Строительство судов в России и за рубежом
Есть ли перспектива у нашего гражданского флота, строятся ли в России суда? По словам В.Путина (май 2007 года) судостроительная отрасль сегодня находится "не просто в кризисе, а в упадке" [60].
Новых судов было мало, они строились, в основном, на зарубежных верфях и не для России. «За период с 1992-го по 2004 год судоходными компаниями было построено 215 судов дедвейтом 7,3 млн. тонн. Практически все они (92%) зарегистрированы в офшорах» [59]. Аналогичные данные приведены на заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии (май 2007 года): 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев, зарегистрированы под иностранными флагами, то есть за рубежом.
В 2019 году построен 1 морской буксир, в 2020 году - 2, в 2021 году - 36.
Китай еще совсем недавно не был судостроительной державой. За короткий срок по тоннажу построенных судов Китай опередил мирового лидера отрасли - Республику Корея.
По данным UNCTADstat за 8 лет (2014 - 2021) в Китае построено морских судов суммарным дедвейтом 190,6 млн. тонн, в России - 0,8 млн. тонн.
Китай развивает не только свой флот. Так, в 2007 году Китай экспортировал 167 танкеров, 933 грузовых судна, сотни других кораблей на общую сумму более 12 млрд. долл. Для сравнения: примерно такую же сумму получила Россия за экспорт в этом году судов и плавучих средств, а также 98 миллионов тонн угля и 27 миллионов тонн азотных, калийных и смешанных удобрений.
В 2019 году экспорт судов и плавучих конструкций из Китая составил 22,5 млрд. долл. Для сравнения: из России в 2019 году экспортировано 205 млн. тонн (!) угля на сумму 16 млрд. долл.
Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах
Данные по строительству и расширению морских портов и причалов для обработки грузов в России и Китае приведены на графике и гистограмме.
С середины 2000-х существенно увеличились мощности морских портов России по перевалке грузов, увеличилась и перевалка грузов.
Данные по обработке грузов в портах России и европейских стран приведены на графике ниже.
В 2023 году в морских портах России объем перевалки грузов составил 883,8 млн. тонн. Экспортных грузов перегружено 690,5 млн. т (78,1%), импортных - 38,6 млн. т (4,4%), транзитных - 65,2 млн. т (7,4%), каботажных - 89,5 млн. т (10,1%), данные Минтранса России. Основные по объему перевалочные грузы - нефть, нефтепродукты, уголь, данные - на диаграммах ниже.
Для сравнения в таблице приведены данные по обработке грузов в прибрежных портах Китая, млн. т (с 2010 года учитывались морские порты, обработавшие за год грузов весом 10 млн. т и более). На конец 2023 года в прибрежных портах Китая было 6397 причалов, из них для продуктивного использования - 5441.
Год | Обработано грузов |
1985 | 312 |
1990 | 483 |
2000 | 1256 |
2010 | 5484 |
2015 | 7846 |
2018 | 9224 |
2019 | 9188 |
2020 | 9480 |
2021 | 9973 |
2022 | 10131 |
Только в одном порту Китая Нинбо-Чжоушань (Ningbo-Zhoushan) в 2022 году обработано 1261 млн. т грузов, что значительно больше, чем их обработано во всех портах России в этом году.
По количеству обработанных в портах международных контейнеров Россия уступает не только крупным странам, но и небольшим азиатским государствам.
На главную
© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2024
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.