Морской транспорт в России
Российские суда под иностранными флагами
Перевозка грузов и пассажиров морским транспортом
Возраст морских судов
Строительство судов в России и за рубежом
Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах
Количество судов и их суммарный дедвейт
В 1990 году в СССР было около 1800 крупных морских грузовых судов общим дедвейтом 22,4 млн. тонн. Прибыль от морских перевозок в 1995 - 1990 гг. ежегодно составляла 2,3 - 2,6 млрд. рублей [I.3]. После разрушения СССР Россия взяла на себя все долги суверенных республик, но только 790 (44%) судов морского флота суммарным дедвейтом 10,8 млн. тонн. Уже к 2000 году и от этого флота мало что осталось: количество судов, а также их суммарный дедвейт значительно уменьшились.
![Количество морских судов торгового флота в России](t/t33.jpg)
Данные Росстата по изменению количества судов морского флота России приведены в таблице и на графике.
Тип судна | 1995 | 2000 | 2010 | 2021 |
Суда - всего, в том числе: | 5509 | 3908 | 2779 | 2704 |
нефтеналивные | 245 | 237 | 311 | 385 |
наливные прочие | 10 | 22 | 22 | 17 |
нефтенавалочные и нефтерудовозы | 57 | 48 | 32 | 7 |
рудовозы и навалочные | 56 | 36 | 20 | 4 |
дл¤ генеральных грузов | 1203 | 795 | 620 | 560 |
грузопассажирские | 26 | 13 | 9 | 9 |
контейнерные, баржевозы, доковые | 36 | 27 | 8 | 13 |
рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда | 378 | 257 | 38 | 21 |
рыболовные | 2067 | 1706 | 932 | 825 |
пассажирские и пассажирские бескоечные | 132 | 51 | 47 | 38 |
суда обеспечени¤, обслуживающие суда | 86 | 33 | 36 | 42 |
буксиры | 370 | 221 | 312 | 360 |
земснар¤ды | 32 | 16 | 16 | 18 |
ледоколы | 28 | 24 | 34 | 33 |
научно-исследовательские | 167 | 92 | 73 | 62 |
прочие | 613 | 316 | 269 | 310 |
![Количество морских судов в России на конец года, тысяч, 1995 - 2021](t/t333.jpg)
Данные ООН по изменению дедвейта судов морского флота СССР и России приведены на графике.
![Дедвейт морского флота СССР и России по типу судов, млн. тонн, на начало года, 1980 - 2023](t/t34.jpg)
Сокращение российского флота ярко контрастировало с развитием китайского, сингапурского, германского, индийского и др. флотов. В 2011 - 2019 гг. даже флот Вьетнама по дедвейту был примерно равен флоту России. Данные приведены на графике.
![Дедвейт торгового флота, зарегистрированного под флагами государств, млн. тонн, 1980 - 2023](t/t35.jpg)
За двенадцать лет (2003 - 2015) дедвейт гражданских судов (с двигателями) в Китае увеличился на 200 млн. тонн. В 2022 году он составил 290,7 млн. тонн.
![Общий дедвейт морского гражданского флота России и Китая, 1980 - 2020, млн. тонн](t/t36.jpg)
Российские суда под иностранными флагами
Большая часть российских морских судов плавает под иностранными флагами [59]. Распределение судов российского морского транспортного флота по данным, приведенным на совместном заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии РФ 03.05.2007 [60], показано в таблице (см. также [61]). Данные ООН представлены на гистограмме.
Флаг судна | Дедвейт, млн. т | Возраст судов, лет |
Суда под российским флагом | 5,95 | Более 24 |
Суда под иностранным флагом | 9,05 | Около 9 |
На 01.01.2015 31,7% российских судов (по количеству) были зарегистрированы под российским флагом, на 01.01.2023 - 15,3%. По данным NUCTAD на 01.01.2023 54,5% российских судов (по дедвейту) были зарегистрированы под иностранными флагами.
![Суммарный дедвейт морских торговых судов России и стран, лидеров по этому показателю на 01.01.2023; суммарный дедвейт судов этих стран, плавающих под национальными флагами, млн. тонн](t/t37.jpg)
По данным UNCTAD на начало 2016 года под флагом Либерии были зарегистрированы российские суда суммарным дедвейтом 7,5 млн. тонн, под флагом Кипра - 1,7 млн. тонн, под флагом Мальты - 0,7 млн. тонн...
Перевозка грузов и пассажиров
С 1970 г. по 2021 г. мировой объем перевозимых морским транспортом грузов увеличился в 4,1 раза. Основные грузы: нефть, железная руда, зерно, уголь, бокситы/глинозем и фосфатная руда.
![Международные морские перевозки, 1970, 1990, 2021, млн. погруженных тонн](t/t38.jpg)
За время реформ объем грузоперевозок флотом России значительно уменьшился.
Уменьшение объемов транспортировки российских грузов судами под российским флагом происходило на фоне возрастающих объемов перевозок судами под иностранными флагами. Так, в 2004 году было перевезено более 450 млн. тонн российских грузов, из которых только 11,5 млн. тонн - судами под российским флагом. Собственным морским флотом обеспечивалось уже не более 4 - 6% российских внешнеторговых перевозок. Ежегодная сумма фрахта судов для транспортировки российских грузов составляла миллиарды долларов.
![Объем российских грузов, перевезенных российским морским флотом, в процентах от общего объема российских грузов, перевезенных морскими судами](t/t39.jpg)
В 2023 году морским флотом России перевезено 32,9 млн. тонн грузов. Данные Росстата за 1990 - 2023 годы приведены на графиках ниже. С 2007 года Росстат приводит данные с пометкой: «по организациям всех видов экономической деятельности».
![Перевозка грузов морским транспортом России и Китая, 1990 - 2023, млн. тонн](t/t40.jpg)
На графиках ниже приведены данные по пассажирским перевозкам морским транспортом в России и в некоторых европейских странах.
![Перевозка пассажиров морским транспортом, 2000 - 2022, млн. тонн](t/t41.jpg)
Возраст морских судов
Д.Медведев, 11.07.2011: «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно». И мы знаем, почему это количество было запредельным. И знаем, под какими флагами плавали наши современные суда. И догадываемся о доходах их «эффективных» собственников, ушедших от налогов в России. Знало ли правительство?
![Возраст морских судов в России на конец года; 1995, 2009, 2021, данные в процентах от общего количества судов](t/t42.jpg)
В 2023 году средний возраст морских судов в мире составил 24,2 года. Данные за 2022 год приведены на диаграммах.
![Возраст морских судов в мире (суда 100 тонн и выше) на 2022 год; данные в процентах от общего количества судов и по суммарному дедвейту](t/t43.jpg)
Строительство судов в России и за рубежом
Есть ли перспектива у нашего гражданского флота, строятся ли в России суда? По словам В.Путина (май 2007 года) судостроительная отрасль сегодня находится "не просто в кризисе, а в упадке" [60].
Новых судов было мало, они строились, в основном, на зарубежных верфях и не для России. «За период с 1992-го по 2004 год судоходными компаниями было построено 215 судов дедвейтом 7,3 млн. тонн. Практически все они (92%) зарегистрированы в офшорах» [59]. Аналогичные данные приведены на заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии (май 2007 года): 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев, зарегистрированы под иностранными флагами, то есть за рубежом.
![Производство морских самоходных сухогрузных судов в РФ, штук, 1995 - 2021](t/t44.jpg)
В 2019 году построен 1 морской буксир, в 2020 году - 2, в 2021 году - 36.
Китай еще совсем недавно не был судостроительной державой. За короткий срок по тоннажу построенных судов Китай опередил мирового лидера отрасли - Республику Корея.
По данным UNCTADstat за 8 лет (2014 - 2021) в Китае построено морских судов суммарным дедвейтом 190,6 млн. тонн, в России - 0,8 млн. тонн.
![Построено морских торговых судов в некоторых странах, 2014, 2022, млн. валовых регистровых тонн](t/t45.jpg)
Китай развивает не только свой флот. Так, в 2007 году Китай экспортировал 167 танкеров, 933 грузовых судна, сотни других кораблей на общую сумму более 12 млрд. долл. Для сравнения: примерно такую же сумму получила Россия за экспорт в этом году судов и плавучих средств, а также 98 миллионов тонн угля и 27 миллионов тонн азотных, калийных и смешанных удобрений.
В 2019 году экспорт судов и плавучих конструкций из Китая составил 22,5 млрд. долл. Для сравнения: из России в 2019 году экспортировано 205 млн. тонн (!) угля на сумму 16 млрд. долл.
![Экспорт судов и плавучих конструкций (ships, boats, floating structures) из Китая, млрд. долл. Для сравнения - экспорт угля из России, 1995 - 2022, млрд. долл.](t/t46.jpg)
Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах
Данные по строительству и расширению морских портов и причалов для обработки грузов в России и Китае приведены на графике и гистограмме.
![Построено причалов морских портов в России, млн. тонн грузов в год; ввод мощностей причалов по обработке грузов в Китае, млн. тонн в год](t/t47.jpg)
![Строительство и расширение портов в Китае, причалы (стоянки для судов), единиц, 2000 - 2019](t/t477.jpg)
С середины 2000-х существенно увеличились мощности морских портов России по перевалке грузов, увеличилась и перевалка грузов.
![Мощности перегрузочных комплексов в портах России, 2000 - 2023, млн. тонн](t/t48.jpg)
Данные по обработке грузов в портах России и европейских стран приведены на графике ниже.
![Общий вес грузов, обработанных во всех портах некоторых европейских стран, 1997 - 2023, млн. тонн.](t/t49.jpg)
В 2023 году в морских портах России объем перевалки грузов составил 883,8 млн. тонн. Экспортных грузов перегружено 690,5 млн. т (78,1%), импортных - 38,6 млн. т (4,4%), транзитных - 65,2 млн. т (7,4%), каботажных - 89,5 млн. т (10,1%), данные Минтранса России. Основные по объему перевалочные грузы - нефть, нефтепродукты, уголь, данные - на диаграммах ниже.
![Структура грузов, перегруженных в портах России в 2019 и 2023 годах, проценты](t/t50.jpg)
Для сравнения в таблице приведены данные по обработке грузов в прибрежных портах Китая, млн. т (с 2010 года учитывались морские порты, обработавшие за год грузов весом 10 млн. т и более). На конец 2023 года в прибрежных портах Китая было 6397 причалов, из них для продуктивного использования - 5441.
Год | Обработано грузов |
1985 | 312 |
1990 | 483 |
2000 | 1256 |
2010 | 5484 |
2015 | 7846 |
2018 | 9224 |
2019 | 9188 |
2020 | 9480 |
2021 | 9973 |
2022 | 10131 |
Только в одном порту Китая Нинбо-Чжоушань (Ningbo-Zhoushan) в 2022 году обработано 1261 млн. т грузов, что значительно больше, чем их обработано во всех портах России в этом году.
По количеству обработанных в портах международных контейнеров Россия уступает не только крупным странам, но и небольшим азиатским государствам.
![Обработано международных морских контейнеров в странах мира в 2022 году, млн. TEU](t/t51.jpg)
![Обработано международных морских контейнеров, млн. TEU, 1995 - 2022](t/t52.jpg)
На главную
© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2024
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.