Гражданская авиация в России
Производство гражданских воздушных судов в России и США
Возрастная структура воздушных судов
Безопасность полетов
Перевозка пассажиров воздушным транспортом
Количество аэропортов (аэродромов)
О стоимости полетов
Объем перевезенных гражданской авиацией грузов
Количество гражданских воздушных судов
Цитата. Всего несколько лет назад. «По странному стечению обстоятельств тендеры на закупку авиационной техники для нужд России выигрывают фирмы западных производителей, в основном «Боинги» и «Аэробусы». Многочисленные отечественные конструкторские бюро, авиационные предприятия и заводы при отсутствии размещения на них твердых государственных заказов закрываются. Государством теряется технология производства воздушных судов, а высококвалифицированные специалисты вынуждены искать себе работу на Западе. Большинство этих предприятий являются градообразующими» [271].
Данные по изменению количества гражданских воздушных судов в России, Китае и США с 1995 года приведены на графиках.
![Изменение количества гражданских воздушных судов в России, Китае и США, 1995 - 2022](t/t53.jpg)
Количество гражданских воздушных судов в Россию на конец 2021 года - 7,1 тыс., но далеко не все они находятся в эксплуатации. На конец 2022 года в Китае 7,351 тыс. гражданских воздушных судов, в том числе 3,919 тыс. крупных и средних.
![Количество гражданских воздушных судов в России, 1995 - 2020, тысяч.](t/t54.jpg)
«На начало 2017 года российский парк воздушных судов насчитывает 579 магистральных самолетов, из которых 494 самолета иностранного производства со средним возрастом порядка 11 лет» [476]. Т.е. в 2017 г. иностранных самолетов в парке было 85,3%.
Производство гражданских воздушных судов в России и США
Производство российских самолетов за период реформ многократно уменьшилось, отрасль вплоть до начала 2010-х практически не развивалась. Возрастная структура самолетного парка РФ ухудшилась, и это особенно заметно на фоне возрастной структуры самолетных парков развитых государств.
Информация к размышлению. Советские граждане летали исключительно на самолетах отечественного производства. Из выступления Г. Зюганова на заседании Государственной Думы 21.04.2015: «Что вы будете делать с самолетами, 9 из 10 уже иностранные, если вам завтра перестанут поставлять запасные части?».
Из выступления Г. Зюганова на заседании Госдумы 06.04.2009: «15 авиационных заводов в стране в советское время производили полторы тысячи летательных аппаратов». Например, в 1976 - 1980 годах в СССР производилось в среднем за год ~ 1800 самолетов (с учетом военных). В 1986 - 1990 годах выпуск составил в среднем менее 800 самолетов за год (также с учетом военных).
Данные по производству гражданских самолетов в России и США приведены ниже на графиках.
![Производство гражданских самолетов в России и США, 1990 - 2021](t/t55.jpg)
Если в начале реформ, в 1992 году, в России произведен 81 крупный самолет (в том числе 77 магистральных), то к концу правления Б. Ельцина (в 1999 году) - всего 9.
![Таблица: производство гражданских самолетов в России по годам и типам](t/t56.jpg)
Заметный рост производства отечественных самолетов наблюдался в 2013 и 2014 годах, с 2015 года производство уменьшилось.
Год | Производство |
2010 | 12 |
2011 | 22 |
2012 | 18 |
2013 | 102 |
2014 | 97 |
2015 | 17 |
2016 | 22 |
2017 | 21 |
2018 | 28 |
2019 | 43 |
2020 | 27 |
2021 | 42 |
Первый вице-премьер С.Иванов, 05.04.2007: «К 2010 году будет ежегодно производиться до 60 самолетов SuperJet-100». В подобных прогнозах главное произнести предлог «до».
![Производство серийных самолетов SuperJet-100, 2010 - 2021](t/t57.jpg)
В начале 1999 года совершил первый полет летный образец самолета Ту-334. Самолет был сертифицирован готов к серийному производству с 2003 г. Однако «эффективные менеджеры» пошли другим путем - решили разработать другой самолет этого класса - Sukhoi Superjet-100. «В итоге на разработку нового самолета, от эксплуатации которого отказываются многие авиаперевозчики, ушло более 10 лет, более 2 млрд. долл., а по некоторым данным и все 3 млрд... Будем откровенны - машина SSJ-100 получилась весьма неудачной... Он просто не конкурентоспособный и точно ни в чем не превосходит ТУ-334» [531]. Да и российским этот самолет назвать сложно: авионика, топливная система, шасси - из Франции; система электроснабжения, гидравлическая система, интерьер, противопожарная система, колеса, тормоза, кислородная система - из США; система жизнеобеспечения, система управления - из Германии и так далее [531].
Данные по производству вертолетов в России и США приведены на графике.
![Производство вертолетов в России и в США, 1990 - 2021](t/t58.jpg)
Возрастная структура воздушных судов
По данным Росстата в 2010 году возраст 5,4% гражданских воздушных судов в России был до 5 лет, 11,% - более 30 лет. В 2021 году: до 5 лет - 18%, более 30 лет - 57,9%.
![Возрастная структура парка гражданских воздушных судов России, 1995, 2005, 2021](t/t59.jpg)
![Возрастная структура парка гражданских воздушных судов Германии и Франции в 2020 году](t/t60.jpg)
В 2022 году 19% воздушных судов, зарегистрированных в Германии, имели возраст до 5 лет, зарегистрированных во Франции - 19,9%.
Безопасность полетов
Общее количество погибавших в происшествиях с воздушным транспортом в США больше, чем в СССР и в России. Однако и интенсивность работы воздушного транспорта в США многократно выше, чем в России.
Для сравнения стран по безопасности воздушных перевозок можно использовать удельный показатель - количество погибших на 1 миллион часов полета всех самолетов и вертолетов. Но в РФ данные по налету часов авиацией не публикуются. Если рассчитывать количество погибших на 1 миллион перевезенных пассажиров, то, очевидно, показатель для США будет завышенным (задача общей авиации США - не перевозка пассажиров). Поэтому на графике для США приведены две линии в расчете на 1 миллион перевезенных пассажиров: суммарное количество погибших на воздушном транспорте и количество погибших, исключая общую авиацию.
![Количество погибших в катастрофах и происшествиях на воздушном транспорте, приходящихся на 1 млн. перевезенных пассажиров, 1970 - 2020](t/t61.jpg)
Цифровые данные по происшествиям на воздушном транспорте в России приведены в таблице, источник - [I.11].
Год | Число происшествий | Погибло, человек | Ранено, человек |
1993 | ... | 222 | - |
1994 | ... | 310 | - |
1995 | 54 | 175 | - |
1996 | 43 | 220 | |
1997 | 35 | 80 | |
1998 | 33 | 37 | |
1999 | 21 | 43 | |
2000 | 17 | 20 | - |
2001 | 27 | 218 | |
2002 | 21 | 131 | - |
2003 | 9 | 29 | - |
2004 | 17 | 50 | |
2005 | 12 | 56 | - |
2006 | 12 | 313 | - |
2007 | 23 | 41 | - |
2008 | 27 | 143 | - |
2009 | 23 | 59 | 16 |
2010 | 24 | 34 | 112 |
2011 | 38 | 139 | 109 |
2012 | 38 | 90 | 52 |
2013 | 30 | 102 | 26 |
2014 | 38 | 59 | 60 |
2015 | 41 | 60 | 71 |
2016 | 52 | 59 | 43 |
2017 | 39 | 50 | 29 |
2018 | 42 | 128 | 36 |
2019 | 27 | 70 | 142 |
2020 | 36 | 35 | 71 |
2021 | 30 | 71 | 11 |
Перевозка пассажиров воздушным транспортом
В 2017 г., по данным Росстата, российский показатель превысил советский 1990 г. (РСФСР). Китай в 2019 году перевез пассажиров в 40 раз больше, чем в 1990 г. В 2022 году авиатранспортом в России перевезено 96 млн. пассажиров, в 2023 - 105 млн.; в Китае в 2023 году - 620 млн.
![Перевозка пассажиров воздушным транспортом России, и некоторых других государств, 1990 - 2020, млн. чел.](t/t62.jpg)
![Перевезено пассажиров воздушным транспортом в расчете на одного жителя в России и некоторых странах, 1990 - 2020](t/t63.jpg)
Количество аэропортов (аэродромов)
Цитаты. В.Путин: «В стране за последние 15 лет более чем в три раза сократилось число аэропортов» [52]. 1 канал TV, 01.04.2011: «По сравнению с 2000 годом количество аэропортов сократилось на 40%». National Bureau of Statistics of China: число аэропортов в КНР с 1990 по 2019 год увеличилось в 2,5 раза.
В государственном реестре России на 19.03.2024 зарегистрировано 228 аэродромов класса А - Е и 5 вертолетодромов. Аэродромы класса Е имеют взлетно-посадочную полосу всего 500 м (это временные и полевые аэродромы). Крупнейшие аэропорты России - Шереметьево, Домодедово и Внуково. В 2021 г. только два российских аэропорта были способны принимать тяжелые аэробусы А380 - Домодедово и Пулково, летали аэробусы только из Домодедово.
В Китае, по данным NBS, в 2022 году действовали 253 сертифицированных аэропорта, в т.ч. крупнейший в мире аэропорт Дасин (под Пекином). На конец 2023 года в Китае 259 аэропортов.
![Количество гражданских аэропортов в России и в Китае, 1990 - 2023](t/t64.jpg)
В США на начало 2023 года действовали 19969 аэропортов, в том числе 517 сертифицированных, обслуживающих пассажирские перевозки.
![Количество гражданских аэропортов в США, 1990 - 2022](t/t65.jpg)
По данным [379] за период с конца 2000 года по конец 2012 года количество аэропортов в РФ сократилось с 500 до ~ 315 за счет уменьшения аэропортов классов Г - Е, обслуживающих внутренние линии.
За период реформ уменьшилась суммарная протяженность внутренних авиалиний в России, но она значительно увеличилась в Китае. Статистических данных по России нет, ниже приведены данные по Китаю.
![Протяженность регулярных авиалиний в Китае, млн. км, 1990 - 2022](t/t66.jpg)
Цитата.М.Толбоев, Герой России, В.Путину 7.02.2012: «Владимир Владимирович, мы знаем состояние авиации России: мы имели 1341 аэродром - сегодня осталось 123, мы имели 6 тыс. площадок - сегодня осталось 60. Мы потеряли стратегическую авиацию...
Раньше летали (Махачкала - это маленький пример для большой страны): Махачкала-Кавминводы-Ростов, Ан-24 самолёт. Сейчас летаем Махачкала-Москва, Москва-Ростов, Ростов-Махачкала, Махачкала-обратно. 400 км мы вынуждены преодолеть за 4 тыс. И притом ценообразование, смотрите, какое? И всё это, Владимир Владимирович... Я не хочу Вам вопрос задать, я хочу попросить Вас. Где Министерство промышленности и торговли? Торговли - я понимаю, все торгуют. А где промышленность?»
О стоимости полетов
Отдельные данные приведены на гистограмме и в таблице.
![Средняя стоимость полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути в России, долл., 1990 - 2022](t/t67.jpg)
Отметим, что средняя стоимость пассажирских перевозок на региональных и местных авиалиниях в РФ превышала стоимость перевозок на международных и магистральных внутренних авиалиниях (в расчете на 1 км полета пассажира). Она значительно превышала (до падения курса рубля в 2014 - 2016) и аналогичный показатель в США. По данным [386] себестоимость перевозки пассажира на магистральных авиалиниях РФ составила в 2012 году 2,5 руб./км, на региональных - 5 руб./км, на местных - 35 руб./км.
![Тарифы на воздушные перевозки в России и США](t/t68.jpg)
Объем перевезенных гражданской авиацией грузов
В 2021 году объемы российских грузовых авиаперевозок превысили советский уровень 1970 года. В 2023 году объем перевозок сократился до 0,5 млн. тонн. В Китае в этом году авиатранспортом перевезено 7,35 млн. тонн грузов.
![Перевозка грузов гражданской авиацией России и Китая, 1985 - 2023, млн. тонн](t/t69.jpg)
Данные по грузовым авиаперевозкам в США приведены на графике ниже: погружено коммерческих грузов (Enplaned revenue tons), включая почту. Они относятся ко всем регулярным и нерегулярным рейсам крупных сертифицированных авиаперевозчиков США во всех аэропортах, обслуживаемых в 50 штатах, округе Колумбия и на территориях США.
![Перевозка грузов гражданской авиацией США, 2000 - 2022, млн. тонн](t/t70.jpg)
На главную
© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2024
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.