Транспорт в России и странах мира

Рассмотрены автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный, трубопроводный виды транспорта: статистика грузовых и пассажирских перевозок, наличие транспортных средств и др. в России, Китае, развитых странах.
Грузооборот транспорта
Автомобильные дороги и автотранспорт
Магистральные трубопроводы
Железнодорожный транспорт
Морской транспорт
Гражданская авиация
Импорт транспортных средств и услуг
Государственные расходы на развитие транспорта

Грузооборот транспорта

В США публикуются данные по суммарному грузообороту транспорта, без учета морского. Поэтому для США - отдельный график.

По суммарному грузообороту всех видов транспорта в мире уверенно лидирует Китай. Россию по этому показателю Китай опередил в 1996 году.

Грузооборот всех видов транспорта, Россия, Китай, США, 1990 - 2021, трлн. т-км.
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте

В России основной объем грузов перевозится железнодорожным транспортом и перекачивается трубопроводным. Большая часть этих грузов - топливно-энергетические, минеральные удобрения, строительные материалы, другая продукция низкого передела.

В Китае преобладают перевозки грузов автомобильным и морским транспортом.

Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте в России, 2021 год,  проценты
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте в Китае, 2021 год, проценты
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте в США, 2020 год, проценты

Автомобильные дороги и автотранспорт

Со строительством российских дорог в 1990-х - 2000-х проблемы были не менее острыми, чем со строительством жилья. В стране с каждым годом увеличивалось количество автомобилей, а общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием с 1994 года практически не изменялась. Денег хватало только на латание ям после зимы, ремонт отдельных участков. Это привело к ухудшению качества дорог, к росту нагрузки на них, к росту числа пробок, транспортных происшествий, особенно в крупных городах и на оживленных трассах.

Автотранспортная нагрузка на дороги в России

 Количество грузовых и легковых автомобилей на 1 км дорог с твердым покрытием в России
Длина дорог с твердым покрытием в России, 1970 - 2011

 Общая протяженность дорог с твердым покрытием в России, тыс. км, 1970 - 2011

С середины 2010-х положение в ряде регионов стало улучшаться. Частично это можно объяснить подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Появились платные участки дорог. Особенно заметны были работы по решению транспортных проблем в Москве после смены мэра в 2010 году.


Россия, Китай и развитые страны: длина дорог, строительство дорог

В Китае быстрыми темпами строятся первоклассные шоссе и суперсовременные автомагистрали. В 1996 году в стране практически не было автомагистралей, и всего через 15 лет Китай обогнал по их общей длине все страны мира. При сопоставлении с китайскими, ирландскими, португальскими, польскими, венгерскими и некоторыми другими наши достижения в этой области в 1990 - 2000-х окажутся бледными.

Длина автодорог в России, Китае, США, и Японии, тыс. км, 1980 - 20121

Приведенный выше график дает представление о темпах и результатах развития сети дорог в России, США и Китае. Дорога (особенно грунтовая) - дороге рознь (в нашей стране грунтовая дорога будет считаться дорогой, даже если по ней весной и осенью можно проехать только на тракторе). Более корректным будет сравнение дорог с твердым покрытием, хотя и здесь часто площадь выбоин и ям на асфальтированной дороге может быть больше площади асфальта.

Твердое покрытие состоит из различных видов уплотненных дорожных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак), обработанных или не обработанных вяжущими. Например, асфальтовая дорога, бетонная, гравийная. Такие дороги должны обеспечивать круглогодичный проезд автомобилей. Конечно, они могут быть совершенно разными по качеству как в одной стране, так и в разных странах.

О дорогах с твердым покрытием в США

Дороги с твердым покрытием в США (пояснение BTS): «Низкий тип (грунтовая, гравийная или каменная дорога с битумным покрытием толщиной менее 1 дюйма); промежуточный тип (смешанная битумная или битумная проезжая часть на упругом основании с комбинированным покрытием и толщиной основания менее 7 дюймов); упругое покрытие высокого типа (смешанная битумная или битумная проезжая часть на упругом основании, имеющая комбинированную поверхность и толщину основания 7 дюймов или более; композит высокого типа (смешанная битумная или битумная проезжая часть из уплотненного материала толщиной более 1 дюйма на жестком основании с комбинированной поверхностью и толщиной основания 7 дюймов или более; жесткое высококлассное (проезжая часть из портландцементного бетона с или без битумной поверхности износа менее 1 дюйма) ». 1 дюйм = 2,54 см.

Классификация дорог в Китае (данные на 2011 г.)

Автомагистрали (expressway), ширина полотна 28 м. Разделены на 3 категории в зависимости от числа полос и количества автомобилей, проезжающих по дороге в сутки (25 - 100 тыс.). Длина автомагистралей ~ 2,1% от длины всех шоссе Китая

Класс 1 - ширина 25,5 метров, трафик 1,5 - 30 тыс. автомобилей в сутки, срок службы 20 лет. Длина дорог этого класса ~ 1,7% от длины всех шоссе Китая.

Класс 2 - ширина 12 метров, трафик 3 - 7,5 тыс. среднетоннажных автомобилей в сутки, срок службы - 15 лет. Длина ~ 7,8% от длины всех шоссе.

Класс 3 -ширина 8,5 метров, трафик 1 - 4 тыс. среднетоннажных автомобилей в сутки, срок службы - 10 лет. Класс 4 - ширина 7 метров, трафик 0,2 - 1,5 тыс. среднетоннажных автомобилей в сутки, срок службы - 10 лет. Длина этих дорог ~ 54% от длины всех китайских шоссе.

Дороги вне классификации (unclassified) - их длина составляет примерно 15,9% от всех шоссе.

Примечание в статистическом ежегоднике Китая (2020 г.). Длина автодорог - фактическая длина на конец отчетного периода. Это длина дорог общего пользования, на которых движутся транспортные средства между городами, городскими и сельскими районами и между поселками (деревнями), а также дороги, проходящие через улицы в небольших городах и поселках, длина мостов и туннелей, паромных причалов. Она не включает длину улиц в городах, тупиковые шоссе, длину дорог, построенных для сельскохозяйственного (лесного) производства и внутренних заводов (шахт). Дорога может быть включена в расчет только тогда, когда она завершена, проверена и принята или введена в эксплуатацию. Если две или более автодороги используют один и тот же участок, длина участка учитывается только один раз.

О строительстве автодорог и автомагистралей

Построено автодорог общего пользования с твердым покрытием в России и шоссе (highways) в Китае, тыс. км, 1990 - 2021

В 2005 году в России было 4,3 тыс. км автодорог I категории. В 2015 году длина автомагистралей (установлен знак 5.1) составила 816 км, в 2020 г. - 1654 км. Кроме того, в 2020 году в России действовали 982 км дорог с ограничением скорости 100 км/час (включая МКАД).

Китай с 2011 года уверенно лидирует в мире по длине автомагистралей.

Длина автомагистралей в России и некоторых странах, тыс. км, 1985 - 2021.

По длине автодорог Россия занимает 5 место в мире, незначительно опережая по этому показателю Японию (данные CIA, WFB, 2022). Но по плотности автодорожной сети (длине дорог на 100 кв. км территории) Россия значительно уступает Китаю и развитым странам. Так, в 2011 году, по данным World Bank (новых данных по состоянию на 2021 год нет), густота автодорожной сети в России составила 6,4, в Китае - 42,8, США - 66,7, в Японии - 89,7, Германии - 180,2.

Информация к размышлению
09.10.2015, по сообщение по Первого канала российского TV, рекордная пробка образовалась в Китае на участке, где 50-полосное шоссе (расширение дороги перед контрольно-пропускным пунктом) переходит в 20-полосное. Наиболее известная в России автомагистраль МКАД имеет 10 полос. В конце 2010-х российские магистрали на отдельных участках имели 8 - 10 полос.


О стоимости строительства дорог

Стоимость строительства дорог в России в 2000-х и начале 2010-х была значительно выше, чем в Китае и в развитых странах.

Средняя стоимость строительства одного км автодороги и метро, млн. долл.
Перевозка грузов автотранспортом

Объемы перевозок автотранспортом в России и в Китае далеки от уровня 1980-х.

Перевозка грузов автомобильным транспортом в РСФСР, России и автомобильным транспортом в Китае, млрд. тонн, 1985 - 2021.

Магистральные трубопроводы

Изменение длины трубопроводов за время российских реформ показано на графиках.

Длина магистральных трубопроводов в России (газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), тыс. км, 1990 - 2020.
Длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в России и общая длина нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в США, тыс. км., 1990 - 2021
Длина нефтепроводов в России и Китае, тыс. км, 1970 - 2020
Длина магистральных газопроводов на конец года, Россия и США, тыс. км, 1990 - 2020.

Таким образом, основную нагрузку по транспортировке нефти, газа, продуктов их переработки в России в период реформ несли трубопроводные системы, построенные в эпоху социализма. А это - около 46% (2020 год) грузооборота (в тонно-километрах) в стране.

Транспортировка грузов по магистральным трубопроводам в России, нефте- и газопроводам в Китае, 1990 - 2021, млн. тонн
Структура перекачиваемых товаров по магистральным трубопроводам России в 2021 году
Удельный вес (в процентах) трубопроводного транспорта в общем грузообороте некоторых стран.

Железнодорожный транспорт

Длина железных дорог

США, Россия, Китай и Индия - крупнейшие в мире страны по этому показателю. За время реформ длина железных дорог в России практически не изменилась, в Китае - значительно увеличилась.

Длина железнодорожных путей общего пользования в России и СССР;  длина эксплуатируемых железных дорог в Китае и Индии, 1980 - 2021,  тыс. км.
Длина железнодорожных дорог класса I в США, 1980 - 2020, тыс. км.
Строительство новых железных дорог

Показатель2005 201020112012201320142015201620172018201920202021
Построено новых железнодорожных линий в России, км128 11193392913186315730,496,218,3Н.д.
Построено и введено в эксплуатацию (c 2013 г. - введено в эксплуатацию) железных дорог в Китае, км 1281 501736574669558684279531328130384683848949334208
Источники: [I.6]; National Bureau of Statistics of China: China Statistical Yearbook, Statistical Communique.

Перевозка пассажиров и грузов
Доля железнодорожного транспорта России в общем объеме перевозок пассажиров и грузов, проценты.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом, млн. чел., 1980 - 2021
Перевозка грузов железнодорожным транспортом общего пользования в РФ и грузов железнодорожным транспортом в Китае, млрд. тонн, 1980 - 2021
Структура перевозок грузов железнодорожным транспортом РФ, проценты, 1995 и 2020
Железнодорожные транспортные средства

Производство магистральных пассажирских вагонов в России, пассажирских вагонов в Китае и пассажирских вагонов в Японии, 1990 - 2020, штук.
Производство грузовых магистральных вагонов в России и грузовых вагонов в Китае, 1990 - 2020, тыс. шт.
Импорт РФ грузовых железнодорожных вагонов и цистерн, 1990 - 2020, тыс. шт.
Производство локомотивов в России и Китае, 1992 - 2020
Количество локомотивов в Китае, России и США, 1990 - 2020, тыс. шт.
Скоростные железные дороги

В Западной Европе активно развиваются скоростные дороги, по которым поезда идут с максимальной скоростью 300 и более км в час. На 2020 г. лидеры в Европе - Испания и Германия. В мире по темпам строительства и общей длине скоростных дорог уверенно лидирует Китай.

Показатель201020112012201320142015201620172018201920202021
Введено в эксплуатацию скоростных железных дорог, км154414212723167254913306190321824100547025212168
Источник: National Bureau of Statistics of China, Statistical Communique.


Длина высокоскоростных железных дорог (High Speed Railway) в Китае и в некоторых странах, 2003 - 2021, км.

Высокоскоростным считается поезд, движущийся со скоростью свыше 250 км/час по специализированным путям, или со скоростью более 200 км/час по модернизированным существующим путям. В 2021 году в России было два маршрута, максимальная скорость поездов на которых превышала 200 км/час.

ДорогаГод запускаДлина, кмМаксимальная скорость,
км/час
Москва - Санкт-Петербург 2009 650 250
Москва - Нижний Новгород 2010 461 180
Санкт-Петербург - Хельсинки2010 385 220

Известный в России скоростной маршрут Москва - Санкт-Петербург создан еще при социализме, в 1984 году. Скорость поездов на нем не превышала 200 км/час. С декабря 2009 года по этому же маршруту начали ходить скоростные поезда «Сапсан», их максимальная скорость - 250 км/час. Поезда изготовлены в Германии. «За восемь составов «Сапсан» РЖД выплатит немецкому концерну 276 млн. евро. За 30-летнее техобслуживание - еще 354 млн. Итого 630 млн. евро утекут из страны, где останавливаются тепловозостроительные заводы» [58].

С 30 июля 2010 года скоростные поезда «Сапсан» начали ходить по маршруту «Москва - Нижний Новгород». С 01.06.2015 их заменили «Стрижи» (Испания).

В конце 2010 года введена в эксплуатацию скоростная железная дорога Санкт-Петербург - Хельсинки.

Метрополитен

В России первая линия метро построена в 1935 году, в Китае - в 1969 году. В настоящее время Китай уверенно лидирует в мире по длине линий метрополитена. По количеству перевезенных за год пассажиров в мире лидируют Токио, Москва, Шанхай, Пекин и Нью-Йорк (2017 год).

В Китае метро строится во многих городах, в которых его еще нет. В России новое метро строится только в одном городе (на 2020 год - в Челябинске), и очень медленно. Поэтому разрыв между Китаем и Россией по длине линий метрополитена и количеству городов с метро и в дальнейшем будет быстро увеличиваться.

Крупнейшие в мире метро - в Шанхае и Пекине.

На начало 2021 года в Московском метро действовали 276 станций метро (239 станций метрополитена, 31 станция МЦК, 6 станция Московского монорельса). В 2019 году перевезено 2,56 млрд. пассажиров.

Суммарная длина линий метрополитена в России и Китае, 1969 - 2021, км
Количество городов в России и Китае, имеющих метро, 1990 - 2021

Морской транспорт

Количество судов и их суммарный дедвейт

В 1990 году в СССР было около 1800 крупных морских грузовых судов общим дедвейтом 22,4 млн. тонн. Прибыль от морских перевозок в 1995 - 1990 годах ежегодно составляла 2,3 - 2,6 млрд. рублей [I.3]. После разрушения СССР Россия взяла на себя все долги суверенных республик, но только 790 (44%) судов морского флота суммарным дедвейтом 10,8 млн. тонн. Уже к 2000 году и от этого флота мало что осталось: количество судов, а также их суммарный дедвейт значительно уменьшились.

Сокращение российского флота ярко контрастировало с развитием китайского, сингапурского, германского, индийского и др. флотов. В 2011 - 2021 годах даже флот Вьетнама по дедвейту был примерно равен флоту России.

Количество морских судов  торгового флота в России
Дедвейт морского флота СССР и России по типу судов, млн. тонн, на начало года, 1980 - 2022
Дедвейт торгового флота, зарегистрированного под флагами государств, млн. тонн, 1980 - 2022

За двенадцать лет (2003 - 2015) дедвейт гражданских судов (с двигателями) в Китае увеличился на 200 млн. тонн.

Общий дедвейт морского гражданского флота России и Китая, 1980 - 2020, млн. тонн
Российские суда под иностранными флагами

Большая часть российских морских судов плавает под иностранными флагами [59]. Распределение судов российского морского транспортного флота по данным, приведенным на совместном заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии РФ 03.05.2007 [60], показано в таблице (см. также [61]). Данные ООН представлены на гистограмме.

Флаг суднаДедвейт, млн. тВозраст судов, лет
Суда под российским флагом5,95Более 24
Суда под иностранным флагом9,05Около 9

На 01.01.2015 31,7% российских судов были зарегистрированы под российским флагом, на 01.01.2020 - 35,9%, на 01.01.2022 – 38%.

Суммарный дедвейт морских торговых судов России и стран, лидеров по этому показателю на 01.01.2022; суммарный дедвейт судов этих стран, плавающих под национальными   флагами, млн. тонн
Перевозка грузов и пассажиров

С 1970 по 2019 год мировой объем перевозимых морским транспортом грузов увеличился в 4,3 раза. Основные грузы: нефть, железная руда, зерно, уголь, бокситы/глинозем и фосфатная руда.

Международные морские перевозки, 1970, 1990, 2020, млн. погруженных тонн

За время реформ объем грузоперевозок флотом России значительно уменьшился.

Уменьшение объемов транспортировки российских грузов судами под российским флагом происходило на фоне возрастающих объемов перевозок судами под иностранными флагами. Так, в 2004 году было перевезено более 450 млн. тонн российских грузов, из которых только 11,5 млн. тонн - судами под российским флагом. Собственным морским флотом обеспечивалось уже не более 4 - 6% российских внешнеторговых перевозок. Ежегодная сумма фрахта судов для транспортировки российских грузов составляла миллиарды долларов.

Объем  российских грузов, перевезенных российским морским флотом, в процентах от общего объема российских грузов, перевезенных морскими судами
Перевозка грузов морским транспортом России и Китая, 1990 - 2020, млн. тонн

На графиках ниже приведены данные по пассажирским перевозкам морским транспортом в России и в некоторых европейских странах.

Перевозка пассажиров морским транспортом, 2000 - 2021, млн. тонн
Возраст судов  Возраст морских судов в России на конец года; 1995, 2009, 2019, данные в процентах от общего количества судов
Возраст морских судов в мире (суда 100 тонн и выше) на 2020 год; данные в процентах от общего количества судов и по суммарному дедвейту.
Строительство судов в России и за рубежом

Есть ли перспектива у нашего гражданского флота, строятся ли в России суда? По словам В.Путина (май 2007 года) судостроительная отрасль сегодня находится "не просто в кризисе, а в упадке" [60]. Новых судов было мало, они строились, в основном, на зарубежных верфях и не для России. «За период с 1992-го по 2004 год судоходными компаниями было построено 215 судов дедвейтом 7,3 млн. тонн. Практически все они (92%) зарегистрированы в офшорах» [59]. Аналогичные данные приведены на заседании президиума Государственного совета России и Морской коллегии (май 2007 года): 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев, зарегистрированы под иностранными флагами, то есть за рубежом.

Производство морских самоходных сухогрузных судов в РФ, штук, 1995 - 2019.

Китай еще совсем недавно не был судостроительной державой. За короткий срок по тоннажу построенных судов Китай опередил мирового лидера отрасли - Республику Корея. По данным UNCTADstat за 8 лет (2014 - 2021) в Китае построено морских судов суммарным дедвейтом 190,6 млн. тонн, в России - 0,8 млн. тонн.

Построено  морских торговых судов в некоторых странах, 2014, 2021, млн. валовых регистровых тонн

Китай развивает не только свой флот. Так, в 2007 году Китай экспортировал 167 танкеров, 933 грузовых судна, сотни других кораблей на общую сумму более 12 млрд. долл. Для сравнения: примерно такую же сумму получила Россия за экспорт в этом году судов и плавучих средств, а также 98 миллионов тонн угля и 27 миллионов тонн азотных, калийных и смешанных удобрений. В 2019 году экспорт судов и плавучих конструкций из Китая составил 22,5 млрд. долл. Для сравнения: из России в 2019 году экспортировано 205 млн. тонн (!) угля на сумму 16 млрд. долл.

 Экспорт судов и плавучих конструкций (ships, boats, floating structures) из Китая, млрд. долл. Для сравнения - экспорт угля из России, 1995 - 2021, млрд. долл.
Строительство и расширение морских портов, обработка грузов в портах

Построено причалов морских портов в России, млн. тонн грузов в год; строительство и расширение портов, мощность по ежегодной обработке  (перевалке) грузов в Китае, 1992 - 2020, млн. тонн

С середины 2000-х существенно увеличились мощности морских портов России по перевалке грузов, увеличилась и перевалка грузов.

Мощности перегрузочных комплексов в портах России, 2000 - 2021, млн. тонн
Общий вес грузов, обработанных во всех портах некоторых европейских стран, 1997 - 2021,  млн. тонн.
Структура грузов, перегруженных в портах России в 2019 году, проценты

Для сравнения в таблице приведены данные по обработке грузов в прибрежных портах Китая, млн. тонн (с 2010 года учитывались морские порты, обработавшие за год грузов весом 10 млн. тонн и более).

Показатель1985 19902000201020152016201820192020
Обработано грузов в прибрежных
портах Китая, млн. т (прибывшие + отправленные)
3124831256548478468109922491889480
Источник: China Statistical Yearbook

Только в одном порту Китая Нинбо-Чжоушань (Ningbo-Zhoushan) в 2020 году обработано 1172 млн. тонн грузов, что значительно больше, чем их обработано во всех портах России в этом году.

По количеству обработанных в портах международных контейнеров Россия уступает не только крупным странам, но и небольшим азиатским государствам.

Обработано международных морских контейнеров в странах мира в 2020 году, млн. TEU
Обработано международных морских контейнеров, млн. TEU, 1995 - 2020

Гражданская авиация

Количество гражданских воздушных судов

Информация к размышлению
Всего несколько лет назад. «По странному стечению обстоятельств тендеры на закупку авиационной техники для нужд России выигрывают фирмы западных производителей, в основном «Боинги» и «Аэробусы». Многочисленные отечественные конструкторские бюро, авиационные предприятия и заводы при отсутствии размещения на них твердых государственных заказов закрываются. Государством теряется технология производства воздушных судов, а высококвалифицированные специалисты вынуждены искать себе работу на Западе. Большинство этих предприятий являются градообразующими» [271].

Изменение количества гражданских воздушных судов в России, Китае и США, 1995 - 2021

Количество гражданских воздушных судов в Россию на конец 2018 г. - около 7000, но далеко не все они находятся в эксплуатации.

Количество гражданских воздушных судов в России, 1995 - 2020, тысяч.

«На начало 2017 года российский парк воздушных судов насчитывает 579 магистральных самолетов, из которых 494 самолета иностранного производства со средним возрастом порядка 11 лет» [476]. Т.е. в 2017 г. иностранных самолетов в парке было 85,3%.

Производство гражданских воздушных судов в России и США

Производство российских самолетов за период реформ многократно уменьшилось, отрасль вплоть до начала 2010-х практически не развивалась. Возрастная структура самолетного парка РФ ухудшилась, и это особенно заметно на фоне возрастной структуры самолетных парков развитых государств.

Информация к размышлению
Советские граждане летали исключительно на самолетах отечественного производства. Из выступления Г. Зюганова на заседании Государственной Думы 21.04.2015: «Что вы будете делать с самолетами, 9 из 10 уже иностранные, если вам завтра перестанут поставлять запасные части?».
Из выступления Г. Зюганова на заседании Госдумы 06.04.2009: «15 авиационных заводов в стране в советское время производили полторы тысячи летательных аппаратов». Например, в 1976 - 1980 годах в СССР производилось в среднем за год ~ 1800 самолетов (с учетом военных). В 1986 - 1990 годах выпуск составил в среднем менее 800 самолетов за год (также с учетом военных).

Производство гражданских самолетов в России и США, 1990 - 2021

Если в начале реформ, в 1992 году, в России произведен 81 крупный самолет (в том числе 77 магистральных), то к концу правления Б. Ельцина (в 1999 году) - всего 9.

Таблица: производство гражданских самолетов в России по годам и типам
Информация к размышлению
Вице-премьер Д. Рагозин, передача телеканала «Россия 1» «Воскресный вечер с В. Соловьевым» 6.08.2017: «С 2013 года по нынешнее время мы закупили за рубежом 367 иностранных самолетов. Это Boeing и Airbus. Более того, в связи с тем, что наша промышленность не выпускала гражданские самолеты, для того, чтобы поддерживать свои, национальные, компании, мы иностранных производителей освобождали от НДС и от таможенных сборов... Это, получается, в год мы, находясь на игле иностранного авиапрома, тратим и платим за рубеж 470 миллиардов рублей... Это оскорбление просто для нации, оскорбление для авиационной державы». Спасибо за наше ежегодное «это» олигархату 1990-х.

Заметный рост производства отечественных самолетов наблюдался в 2013 и 2014 годах, с 2015 года производство уменьшилось.

Показатель2010201120122013201420152016201720182019
Производство гражданских самолетов в России [I.10, I.11]122218102971722212843

В 2020 году произведено 15, в 2021 – 29 гражданских самолетов.

Первый вице-премьер С.Иванов, 05.04.2007: «К 2010 году будет ежегодно производиться до 60 самолетов SuperJet-100». В подобных прогнозах главное произнести предлог «до».

Производство серийных самолетов SuperJet-100, 2010 - 2021

В начале 1999 года совершил первый полет летный образец самолета Ту-334. Самолет был сертифицирован готов к серийному производству с 2003 г. Однако «эффективные менеджеры» пошли другим путем - решили разработать другой самолет этого класса - Sukhoi Superjet-100. «В итоге на разработку нового самолета, от эксплуатации которого отказываются многие авиаперевозчики, ушло более 10 лет, более 2 млрд. долл., а по некоторым данным и все 3 млрд... Будем откровенны - машина SSJ-100 получилась весьма неудачной... Он просто не конкурентоспособный и точно ни в чем не превосходит ТУ-334» [531]. Да и российским этот самолет назвать сложно: авионика, топливная система, шасси - из Франции; система электроснабжения, гидравлическая система, интерьер, противопожарная система, колеса, тормоза, кислородная система - из США; система жизнеобеспечения, система управления - из Германии и так далее [531].

Производство вертолетов

Производство вертолетов в России и в США, 1990 - 2019
Возрастная структура воздушных судов

По данным Росстата в 2019 году возраст 13,4% гражданских воздушных судов в России был до 5 лет.

Возрастная структура парка гражданских воздушных судов России, 1995, 2005, 2019
Возрастная структура парка гражданских воздушных судов Германии и Франции в 2020 году
Безопасность полетов

Данные по количеству погибших в гражданской авиации СССР, РФ, США, приведены в Приложении.

Общее количество погибавших в происшествиях с воздушным транспортом в США больше, чем в СССР и в России. Однако интенсивность работы воздушного транспорта в США многократно выше, чем в России.

Для сравнения стран по безопасности воздушных перевозок можно использовать удельный показатель - количество погибших на 1 миллион часов полета всех самолетов и вертолетов. Но в РФ данные по налету часов авиацией не публикуются. Если рассчитывать количество погибших на 1 миллион перевезенных пассажиров, то, очевидно, показатель для США будет завышенным (задача общей авиации США - не перевозка пассажиров). Поэтому на графике для США приведены две линии в расчете на 1 миллион перевезенных пассажиров: суммарное количество погибших на воздушном транспорте и количество погибших, исключая общую авиацию.

Количество погибших в катастрофах и происшествиях на воздушном транспорте, приходящихся на 1 млн. перевезенных пассажиров, 1970 - 2020
Перевозка авиапассажиров.

В 2017 году, по данным Росстата, российский показатель превысил советский 1990 года (РСФСР). Китай в 2019 году перевез пассажиров в 40 раз больше, чем в 1990 году.

Перевозка пассажиров воздушным транспортом России, и  некоторых других государств, 1990 - 2020, млн. чел.
Перевезено пассажиров воздушным транспортом в расчете на одного жителя в России и некоторых странах, 1990 - 2020
Количество аэропортов (аэродромов).

Цитаты. В.Путин: «В стране за последние 15 лет более чем в три раза сократилось число аэропортов» [52]. 1 канал TV, 01.04.2011: «По сравнению с 2000 годом количество аэропортов сократилось на 40%». National Bureau of Statistics of China: число аэропортов в КНР с 1990 по 2019 год увеличилось в 2,5 раза.

В государственном реестре России на 01.01.2021 зарегистрировано 240 аэродромов класса А - Е. Аэродромы класса Е имеет взлетно-посадочную полосу всего 500 метров (это временные и полевые аэродромы). Крупнейшие аэропорты России - Шереметьево, Домодедово и Внуково. В 2021 г. только два российских аэропорта были способны принимать тяжелые аэробусы А380 - Домодедово и Пулково, летают аэробусы только из Домодедово.

Количество гражданских аэропортов в  России и в Китае, 1990 - 2021
Количество гражданских аэропортов в США, 1990 - 2021

По данным [379] за период с конца 2000 года по конец 2012 года количество аэропортов в РФ сократилось с 500 до ~ 315 за счет уменьшения аэропортов классов Г - Е, обслуживающих внутренние линии.

За период реформ уменьшилась суммарная протяженность внутренних авиалиний в России, но она значительно увеличилась в Китае. Статистических данных по России нет, ниже приведены данные по Китаю.

Протяженность регулярных авиалиний в Китае, млн. км, 1990 - 2021

М.Толбоев, Герой России, В.Путину 7.02.2012: «Владимир Владимирович, мы знаем состояние авиации России: мы имели 1341 аэродром - сегодня осталось 123, мы имели 6 тыс. площадок - сегодня осталось 60. Мы потеряли стратегическую авиацию...

Раньше летали (Махачкала - это маленький пример для большой страны): Махачкала-Кавминводы-Ростов, Ан-24 самолёт. Сейчас летаем Махачкала-Москва, Москва-Ростов, Ростов-Махачкала, Махачкала-обратно. 400 км мы вынуждены преодолеть за 4 тыс. И притом ценообразование, смотрите, какое? И всё это, Владимир Владимирович... Я не хочу Вам вопрос задать, я хочу попросить Вас. Где Министерство промышленности и торговли? Торговли - я понимаю, все торгуют. А где промышленность?»


О стоимости полетов Средняя стоимость полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути в России, долл.

Отметим, что средняя стоимость пассажирских перевозок на региональных и местных авиалиниях в РФ превышала стоимость перевозок на международных и магистральных внутренних авиалиниях (в расчете на 1 км полета пассажира). Она значительно превышала (до падения курса рубля в 2014 - 2016) и аналогичный показатель в США. По данным [386] себестоимость перевозки пассажира на магистральных авиалиниях РФ составила в 2012 году 2,5 руб./км, на региональных - 5 руб./км, на местных - 35 руб./км.

Тарифы на воздушные перевозки в России и США
Объем перевезенных авиацией грузов

К 2018 году объемы российских грузовых авиаперевозок не достигли советского уровня 1970-х.

Перевозка грузов гражданской авиацией России и Китая, 1985 - 2021, млн. тонн
Перевозка грузов гражданской авиацией США, 2000 - 2021, млн. тонн

Импорт транспортных средств и услуг

Рост потребности в транспортных средствах и услугах в начале 21 века привел к резкому росту их импорта. Только за 2005 - 2019 годы Россия загрузила зарубежные промышленные предприятия по производству транспортных средств на 502 млрд. долл., а организации по оказанию транспортных услуг - почти на 189 млрд. долл. (данные UNCTADstat). Завозим зарубежные автомобили, суда, локомотивы, самолеты и так далее. Нет у нас (уже или еще) предприятий, технологий, высокопроизводительного оборудования и квалифицированных рабочих, которые бы создавали эту импортированную технику и оказывали эти услуги.

Импорт транспортных средств, узлов, частей и принадлежностей, 1995 - 2021, млрд. долл.

В 2020 году объем импорта транспортных услуг Россией составил 17,9 млрд. долл. В 2019 году доля воздушного транспорта в общем объеме импорта транспортных услуг составила 58,6%, морского - 25,8%.

Объем импорта транспортных  услуг Россией, 1998 - 2020,  млрд. долл.

Государственные расходы на развитие транспорта

В самом начале 21 века, когда деньги в России появились, они складировались в стабилизационном и в других фондах. Государственная машина современной России начала плавный поворот к решению проблем транспорта только в 2005 году. Кризисы (2008 - 2009 гг., 2014 - 2015 гг.) приводили к снижению расходов.

Государственные расходы на транспорт в России и США, 1995 - 2020, млрд. долл.

В США федеральные органы власти, правительства штатов и местные органы власти США играют важную роль в оказании транспортных услуг и развитии транспортной инфраструктуры. Правительства расходуют средства на строительство автомагистралей, управление национальной системой управления воздушным движением, поддержку общественного транспорта. Эти средства поступают из нескольких источников государственных доходов, включая сборы с пользователей, налоги, облигации и гранты.

Расходы органов власти штатов и местных органов на транспорт значительно превышают расходы федерального правительства. Так, в 2018 году федеральное правительство потратило 97,7 млрд. долларов на транспорт, а правительства штатов и местных органов власти - 272,9 млрд. долларов [S.124]

Большая часть федеральных транспортных расходов в США идет на развитие воздушных перевозок, большая часть расходов штатов и местных органов власти - на развитие автодорог.



На главную

© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.