Эффективность экономики и управления в России

Эффективность экономики
Энергопотребление
Энергопотребление: источники энергии
Энергопотребление по секторам экономики
Объем ВВП на душу населения
Выпуск продукции в обрабатывающей промышленности на душу населения и валовая добавленная стоимость на одного работающего в обрабатывающей промышленности
Валовой выпуск продукции и выпуск продукции на душу населения в отраслях обрабатывающей промышленности России и Китая
Оптовая и розничная торговля
Эффективность управления государством
Численность чиновников
Тенденции изменения количества дотационных субъектов РФ
Расходы на управление в процентах от расходов консолидированного бюджета
Рейтинги международных организаций, относящиеся к эффективности управления
Среднегодовое количество отработанных часов на одного работника

Эффективность экономики

Универсальный показатель эффективности экономики и управления - качество жизни населения. Это - и средняя ожидаемая продолжительность жизни, и состояние здоровья, и счастливая семья, и комфортное жилье, и уровень доходов, и продолжительность рабочего дня и отпуска, и пенсионное обеспечение, и права человека, и уровень преступности и многое другое. Некоторые из этих показателей рассмотрим в следующих главах. В этом разделе - сравнительные данные только по некоторым общим показателям эффективности экономики.

Энергопотребление

По величине потребления (использования) энергии Китай опередил Россию в начале 1990-х, с начала 2010-х КНР - крупнейшая мировая энергетическая держава. Но основной пока источник получения энергии в Китае - уголь.

Потребление первичной энергии странами - лидерами по этому показателю, млн. тонн условного топлива в нефтяном эквиваленте, 1965 - 2019

С 2019 г. BP публикует данные в эксаджоулях.

Потребление первичной энергии странами - лидерами по этому показателю, эксаджоулей, 2010 - 2020
Потребление первичной энергии на душу населения, гигаджоулей, 1970 - 2019
Потребление энергии в млн. джоулей на 1 доллар произведенного ВВП, рассчитанного с учетом ППС, 1980 - 2019

Эффективность создания добавленной стоимости в России ниже, чем в развитых странах и Китае. Отметим, что в ВВП России велика доля добавленной стоимости, созданной в добывающей промышленности, т.е. созданной не трудом людей, а природой.

Энергопотребление: источники энергии

Обратим внимание на рост доли возобновимых источников в структуре потребления энергии развитых стран и Китая.

Структура потребления первичной энергии по источникам энергоресурсов, Россия, США, Германия
Структура потребления первичной энергии по источникам энергоресурсов, Япония, Китай

Сжигание угля и продуктов переработки нефти вносят основной вклад в загрязнение атмосферы Земли. Уголь и нефть - наиболее «грязные» виды топлива. Китай и США - основные потребители угля и нефти.

Потребление первичной энергии, полученной из угля,  в процентах от общей величины потребленной энергии в стране, 1965 - 2019
Потребление нефти, млн. т в год, 1980 - 2019

Энергопотребление по секторам экономики

В России и Китае доля энергии, потребляемой промышленностью, существенно больше аналогичного показателя в развитых странах.

Структура энергопотребления по секторам экономики, проценты, Германия, Франция, Россия, Китай
Структура энергопотребления по секторам экономики, проценты, США

Объем ВВП на душу населения

По объему ВВП на душу населения Россия отстает от всех развитых стран и многих развивающихся. В начальный период реформ этот показатель в России опустился до уровня показателей в Свазиленде, Гватемале, Алжире и др.

Размер ВВП на душу населения, доллары США в текущих ценах, 1990 - 2019
Размер ВВП на душу населения в 1992 -1995 гг.  для некоторых стран, долл.
Размер ВВП на душу населения в 2000 - 2018 гг. для некоторых стран, долл. США в текущих ценах.
Размер ВВП на душу населения в 2019 г. для России и некоторых стран, тыс. долл. США в текущих ценах.

Данные World Bank по ВВП на душу населения для некоторых стран с учетом ППС в постоянных ценах приведены в таблице.

ВВП на душу населения с учетом ППС (постоянные 2017 г. международные доллары)
GDP per capita, PPP (constant 2017 international $)


ГодКитайЯпония ЕС США Россия Индия Мир
2000 3452 35518 34669 50236 14615 2574 11080
2019 16117 41429 4437062683 27044 6754 16951
Источник: World Bank, WDI

Выпуск продукции в обрабатывающей промышленности на душу населения и валовая добавленная стоимость на одного работающего в обрабатывающей промышленности

Это важные показатели, характеризующие уровень развития промышленности в государстве.

Выпуск продукции обрабатывающими отраслями промышленности (manufacturing) на душу населения (резидентов), тыс. долл. США/чел., основные цены, 1995 - 2020

На графике ниже - интегральный показатель производительности труда в обрабатывающей промышленности

Валовая добавленная стоимость на одного работающего в обрабатывающей промышленности, тыс. долл./чел. за год, 1990 - 2018

При расчете показателей, приведенных на графике, использованы данные:
- UNdata, National Accounts Estimate of Main Aggregates (по валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности (Manufacturing));
- OECD.Stat (по количеству работающих в обрабатывающей промышленности).

Примечания. 1.Данные UNdata ежегодно уточняются, причем за многие прошедшие годы.
2. Данные по количеству работающих в отраслях экономики приведены в базе OECD.Stat; данные по количеству занятых по видам экономической деятельности (Total employment, by economic activity, ISIC-Rev.3) приведены в LABORSTA (International Labour Organization). Следует отметить, что для ряда стран данные в этих источниках различаются, они часто не совпадают и с данными статистических ежегодников стран (существенные различия, например, для США и Китая).

Валовой выпуск продукции и выпуск продукции на душу населения в отраслях обрабатывающей промышленности России и Китая

И по валовому выпуску продукции в отраслях обрабатывающей промышленности, и по выпуску на одного работающего, и по выпуску на душу населения Россия уже существенно уступает Китаю. Причем по ряду отраслей - многократно, и разрыв увеличивается. Исключения - производство нефтепродуктов и кокса, а также производство прочих транспортных средств где удельный российский показатель (на душу населения) выше китайского. В этой таблице -данные UNIDO и Росстата на 2018 г.

Таблица: выпуск продукции в отраслях обрабатывающей промышленности России и Китая, млрд. долл.

Оптовая и розничная торговля

Определения (из ФЗ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009):
«- оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Оптовая торговля - это, как правило, торговля крупными партиями товаров между юридическими лицами. При этом товары, предназначенные для потребления гражданами, могут пройти от производителя к розничному покупателю через ряд оптовых (крупных и мелких) посредников. При каждой перепродаже цена товара увеличивается, растет и добавленная стоимость в торговле.

Показатели развития торговли в нашей стране положительные, потребительски рынок насыщен товарами, оборот в торговле растет [I.6, I.7]:

ПоказательТрлн. руб.
текущие цены
Млрд. долл.,
текущие цены
2000201920002019
Оборот розничной торговли2,3133,6282520
Оборот оптовой торговли4,3384,21541303

Как видим, оборот торговли в России за последние годы заметно увеличился. Однако на многие вещи нужно смотреть с другой стороны, на показатели Росстата - очень часто: за вполне благополучными цифрами можно увидеть и отрицательные результаты.

Количество оптовых организаций в России значительно превышает количество розничных:

Таблица: количество организаций в оптовой и розничной торговле

В 2000 - 2019 годах в США количество работников розничной торговли кратно превышало количество работников оптовой. В России, вплоть до 2010 года, количество работников в организациях оптовой торговли было больше, чем в организациях розничной.

Отношение количества работников в розничной  торговле США и России к количеству работников в оптовой

Более миллиона предприятий и организаций («хозяйствующих субъектов») оптовой торговли (2017 г.), занимавшихся перепродажей товаров, для такой страны как России - это перебор, это наглядный показатель неэффективной работы нашей торговой системы.

Сравним некоторые финансовые показатели оптовой и розничной торговли.

Оборот торговли в России, трлн. руб.

Показатель2000 г.2019 г.
Оптовая торговля (О) 4,26 84,2
Розничная торговля (Р) 2,35 33,6
Соотношение оптового и розничного
товарооборота: К = О/Р
1,8 2,50

Сравним: для РСФСР в 1990 г. К = 0,93, данные [499]. Для СССР в 1980 г. К = 0,73, в 1988 г. К = 0,67, данные [I.65].

Отношение объема продаж в оптовой  торговле США и России к объему продаж в розничной.

Стоит ли удивляться, что при кратно меньших уровнях зарплат в России, по сравнению с зарплатами в США, цены в российских магазинах, например, на продукты питания вполне сопоставимы с ценами в США (см. раздел «Зарплата, доходы и цены).

При этом коммерческие и управленческие расходы в организациях оптовой торговли только за 8 лет (с 2010 по 2018 гг.) увеличились более чем в 2 раза и составили в 2018 г. 4,65 трлн. руб. Для сравнения: расходы консолидированного бюджета России в 2016 г. на оборону составили 3,8 трлн., на образование - 3,1 трлн.

Коммерческие и управленческие расходы в организациях, осуществляющих оптовую торговлю, в процентах к обороту этих оптовых организаций в России

Эффективность управления государством

Уровень развития государства во многом определяется эффективностью системы управления, которая, в свою очередь, зависит от ряда факторов. Это, прежде всего, структура управления, продуманные системы должностных обязанностей руководителей. Это четкая системы отбора руководителей и строгая ответственность «отборщиков» за провалы в работы назначенных ими чиновников. Это компетентность и честность руководителей, желание работать на государство, а не обогащаться за его счет. Это системы контроля за результатами работы должностных лиц, их поощрения и наказания. Это ответственность руководителей за провалы в своей работе и в работе подчиненных. Это техническое и информационное обеспечение системы и многое другое. В качестве эффективных систем управления можно привести сингапурскую, китайскую, японскую, южнокорейскую.

Российская система, видимо, нуждается в серьезной оптимизации. Она громоздка, не эффективна, имеет продублированные элементы (примеры можно увидеть даже в приводимых ниже отрывочных таблицах структуры органов управления). Она не может использовать преимуществ обладания государством несметными природными ресурсами для быстрого развития национальной промышленности, промышленных технологий, сельского хозяйства, для быстрого повышения уровня жизни граждан. Эта система сумела только быстро передать наиболее ликвидные свои предприятия отдельным гражданам, безумно обогатившимся на этом за очень короткий срок.

В РСФСР система не позволяла выводить ежегодно миллиарды долларов за рубеж. В той системе невозможно было представить внешнюю торговлю через офшоры. Для вывоза конфискованных наличных денег у проворовавшихся в те годы рядовых чиновников не нужны были грузовики.

Подбор и назначение кадров в 1990-х и в современной России также не выдерживает серьезной критики. Вспомним, сколько высших руководителей, включая федеральных и региональных министров и их заместителей, губернаторов и их заместителей, мэров городов, «оборотней» в погонах и т.д. были уволены в связи с утратой доверия, арестованы, осуждены или скрылись за границей с наворованным. А можно ли было себе представить честно работавшего руководителя почтовой службы государства, получившего за 2014 год премию около 100 млн. рублей?

Численность чиновников

Особенностью российских реформ являлось постепенное увеличение численности работников органов государственной власти и местного самоуправления, и увеличение доли расходов государственного консолидированного бюджета на управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.

Наша система плохо работает на создание рабочих мест (особенно в сельской местности). Она перегружена подготовкой различных справок, отчетов для вышестоящих организаций, системой проверок хозяйствующих субъектов, проведением совещаний, конференций, поездок для обмена опытом, разработкой проектов, планов, мероприятий и т.п.

Только один маленький пример: в системе управления Советской России практически не было компьютеров, не было интернета. Она была недостаточно эффективной, но она работала и управленцев в ней было гораздо меньше, чем в Российской Федерации. Так, в РСФСР было 0 налоговых инспекторов. В 2018 году в ФНС России работали почти 153 тысячи сотрудников (без обслуживающего персонала). В РСФСР не было службы судебных приставов. В 2018 году в Федеральной службе судебных приставов работали 76,4 тыс. сотрудников (без обслуживающего персонала).

Численность работников некоторых федеральных служб России, тысяч человек.

Общая численность работников государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий в 2014 - 2019 годах составляла в среднем около 2,2 млн. человек (с учетом территориальных органов МВД, без обслуживающего персонала).

Численность работников госуправления, 1970 - 2020

Значительный рост численности работников государственных органов в 2014 г. (линия 4) - за счет увеличения численности исполнительных органов власти (включена численность территориальных органов МВД России). Без данных по Крымскому федеральному округу (2014 г.).

Такое раздувание чиновничьего аппарата нельзя было бы понять даже при многократном увеличении количества эффективно работавших предприятий в промышленности и в сельском хозяйстве. В наше время это явление даже анахронизмом назвать нельзя. Ведь в советское время управленческий аппарат был гораздо меньшим. В СССР в аппарате органов государственного и хозяйственного управления, органов управления кооперативными и общественными организациями работали 1,64 млн. человек (1990 г.). Они работали без компьютеров, принтеров, факсов, интернета. И уровень коррупции был многократно ниже нынешнего.

2017 г., В.Симчера, д.э.н., экс-директор НИИ статистики Росстата: «На сегодня в РФ (с учётом госуправленческого аппарата крупного бизнеса) получается 5,6 млн бюрократов - это число в разы превышает все мировые нормы эффективного управления. Тогда как в РСФСР к 1991 г. был 1 млн госслужащих от республиканского до районного уровня, причём в центральном аппарате органов управления работало всего 120 тыс. человек» [498].

На конец 2019 г. в численность работников в федеральных госорганах составила 1,44 млн. человек (без обслуживающего персонала), в т.ч. в федеральных органах исполнительной власти около 1,22 млн. Данные по количеству чиновников, работавших в некоторых крупных министерствах и ведомствах приведены в таблице.

Таблица: численность работников в крупных министерствах и ведомствах России в 2018 г.

Одной из основных причин необходимости разрушения СССP реформаторы называли неэффективность управления. Помнится, в самом начале реформ нас убеждали, что в стране все слишком зарегулировано, много министерств, очень много управленцев, и что при капитализме их будет гораздо меньше, а эффективность управления - гораздо выше.

В.Путин, 8.05.2008: «Столь же нетерпимая ситуация - с текущими расходами. Объём их ежегодно растёт, одновременно раздувается численность работающих в учреждениях и органах исполнительной власти, а результат на выходе - мягко говоря, сомнительный».

В.Путин, октябрь 2009: «Никуда это не годится. Вот смотрите, в 2008 году расходы на государственное и муниципальное управление выросли на 30%... Ссылки на то, что появляются новые задачи, я не принимаю абсолютно».

Казалось бы, после 18 лет реформ новых управленческих задач с каждым годом должно быть меньше, система должна быть уже отлаженной и стабильной, и расходы на управление должны ежегодно сокращаться. Рост же этих расходов говорит о росте проблем. Чем больше проблем - тем больше чиновников. С другой стороны, чем больше чиновников - тем больше проблем. А рост числа проблем ведет еще и к увеличению числа помощников у чиновника: с годами ему самому работать хочется все меньше и меньше. Как разорвать порочный круг?

Аксиома «эффективного управления»: когда старые чиновники не справляются со старыми задачами появление новых задач требует появления новых чиновников. Не увольнять же старых.

С ростом численности чиновников можно хоть как-то бороться лишь в том случае, когда четко определена эта их численность на конец каждого года. А когда этого никто не знает, а данные Росстата, мягко говоря, расплывчивые, такая борьба бессмысленна.

Численность работников федеральных органов государственной власти (на конец года), тысяч человек

Цитата (2018 г.): «Наблюдается и явный перебор с начальниками: директора департаментов, несколько их замов, начальники отделов с ещё несколькими замами и только потом всего 2-3 реально работающих специалиста. То есть иногда на одного подчинённого приходится несколько руководителей» [527].

Количество работников органов государственной власти и местного самоуправления, приходящихся на 1000 человек населения в РФ

По этому графику можно определить лишь тенденцию - незначительное уменьшение количества чиновников с 2010 (если не брать в расчет численность органов МВД). О фактическом их количестве же можно судить по фразе губернатора Нижегородской области В.Шанцева, февраль 2013 г.: «В области 385 тысяч государственных и муниципальных работников» [368].

На 01.01.2012 численность населения Нижегородской области составляла 3,3 млн. человек, а занятых в экономике - 1,68 млн. Таким образом, работников системы управления в области - 11,7% от численности населения и 23% от занятых в экономике.

Кроме чиновников россияне содержат и обслуживающий их персонал. Только на охрану и только губернаторов в год в стране расходуются миллиарды рублей. И это без учета расходов на территориальные органы МВД, ФСБ и др. «...правительство Хабаровского края объявило тендер охрану главы региона в 2021 году - как следует из данных на портале госзакупок, за работу семи телохранителей власти готовы заплатить до 33,1 миллиона рублей. Итоги тендера планировалось подвести 10 декабря» (РИА новости, 23.11.2020 г.).

Цитата. «Те {советские} чиновники и партаппаратчики были сущие дети против нынешних. Их заработки отличались от среднестатистических раза в два -три. Их система спецобслуживания тянула по сегодняшним меркам звезды на три, не более {скорее на полторы - две}. Конечно, на фоне общей уравниловки это выглядело вызывающе. Но сколько их тогда было, небожителей? Отвечу: примерно в семь-восемь раз меньше, чем сегодня. Даже официальные заработки федеральных чиновников ныне в десятки раз превышают средние показатели по стране. А их льготы, бонусы, спецобеспечение по стоимости сравнимы с бюджетом Москвы. По оценкам экспертов, среди примерно семи миллионов россиян, относимых к категории богачей, более 20 процентов - отнюдь не бизнесмены, а чиновники, топ-менеджеры госкорпораций, депутаты и их окружение. Нахлебники, производящие все новые и новые законы и правила, главные задачи которых - контролировать трудящихся, наказывать всех неугодных, создавать удобные схемы для "осваивания" бюджетных денег» [432].

«С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы» [Отто фон Бисмарк].

Если и тех, и других уже очень много, то времени у страны осталось мало. Разворуют и разорвут.

О заместителях руководителей


Заместитель руководителя - это человек, который замещает временно отсутствующего начальника, исполняя его функции. Сколько заместителей может быть у губернатора области? По здравому смыслу - один. В крайнем случае - два: когда необходимо замещать одновременно отсутствующих и губернатора, и его заместителя. Но такой случай должен быть крайним исключением (например, когда губернатор руководит областью из Лондон - было и такое).

Губернатор Вологодской области О.Кувшинников, 10.01.2012: «...Будет упразднен институт вице-губернаторов, количество заместителей губернатора сократится с 18 до 8 человек». В Московской области в 2016 г. - 11 заместителей губернатора.

Хабаровский край: «21 заместитель, как сейчас, - это много! Слишком раздутые штаты», - провёл свои подсчёты новый «хозяин» края Сергей Фургал. Губернатор заявил, что ликвидируются 2 из 18 существующих министерств. Кроме того, упразднят должность министра - уполномоченного по вопросам «дальневосточного гектара»» [527]. Отметим, что несколько позже «упразднили» и «нового» хозяина.

«В Кузбассе после отставки Амана Тулеева тоже задумались о количестве начальников в администрации. При Тулееве было 14 замов, сейчас у нового губернатора Сергея Цивилёва - 12» [527].

О министерствах и министрах в городах и губерниях

В государстве нужны министерства. А в области или в городе?

В Архангельской области, например, их 12, в Тверской - 14, в Рязанской и Саратовской - по 16 (данные на начало 2012 г.), в Московской - 17 (2016 г.). Кроме министерств в областных администрациях есть агентства, департаменты, управления, комитеты (в Московской области в 2016 г. - 13 главных управлений и 3 комитета). А в каждом министерстве (агентстве, департаменте...) есть министры (начальники...) и их заместители и т.д.

Дело дошло уже до того, что представители областных правительств в Москве и представители губернаторов в областных законодательных собраниях являются министрами. Руководители структур по «делам территориальных образований» и «обеспечению контрольных функций» - тоже министры. (см., например, структуру правительства Тверской области в 2019 г.).

О трех способах правильного увеличения численности чиновников

1.«А вот задача то ли на деление, то ли на умножение. Республиканское министерство по делам молодёжи, спорту и туризму в Татарстане поделилось на три ведомства. Первым, в 2014-м, отделился Госкомитет РТ по туризму. Этим летом своей жизнью зажило и Министерство по делам молодёжи РТ, для которого пришлось даже купить отдельное здание - особняк XVIII-XIX веков. При этом штат оставшегося в одиночестве Минспорта РТ почти не сократился. В 2005 г. дела молодёжи, спорт и туризм курировали 55 сотрудников одного министерства, у министра было 4 зама, а в 2018 г. эту работу доверили уже 119 чиновникам. Все они сидят в разных зданиях, пользуются служебными машинами, получают зарплату, летают в командировки и пр.» [527].

2. ««Аппарат плодится постоянно. Если органу власти поручается какая-то задача, под это дело тут же создаётся новое подразделение. Если не удаётся создать целое управление, агентство, то несколько ставок всё равно заведут. А набранных под уже решённые задачи никто не увольняет», - пояснил механизм гендиректор Института региональных проблем, экс-сотрудник администрации президента Дмитрий Журавлёв» [527].

3. «На Ставрополье недоумение жителей вызывает институт полпредов губернатора! Создали его 5 лет назад. Край условно поделили на 7 округов и в каждый из них назначили представителя» [527]. Следующий этап - институт представителей мэра в городских районах.

Аксиома управления

Создавая новые управленческие подразделения (агентства, комитеты, министерства, ведомства и т.п.) или новые рабочие места в уже действующих управленческих структурах обязательно следует сократить равноценные рабочие места в других управленческих подразделениях в количестве не менее 100% от создаваемых.

Создавая новую должность заместителя руководителя или помощника руководителя обязательно следует сократить фонд зарплаты руководителя на величину фонда зарплаты заместителя или помощника.


Информация к размышлению

1.Депутат Государственной Думы Е. Федоров: «В 90-е годы я назначался на очень высокую должность. Долго шло это назначение. Потом мне, в конце концов, кадровики говорят: «Компромата на тебя нет, мы тебя не можем назначить, потому что нет компромата. А вот был бы компромат - назначили за неделю»» [Из интервью электронной газете Pravda.ru, 24.05.2012].

2. Председатель Совета Федерации ФС РФ В. Матвиенко: «Нельзя, чтобы на выборы главы региона пришел человек с улицы. Представьте. Городские сумасшедшие станут кандидатами. Это будет фарс» [362]. Чужих, с улицы, там не ждут. Только своих, проверенных. И это надолго.
Что же касается городских сумасшедших, то у них хватает своих проблем, помимо выборов. А сколько в настоящее время уже осуждено губернаторов, мэров и их заместителей, пришедших не с улицы? И скольким уже пора готовиться к отправке в «места не столь отдаленные»?


В далеком будущем

Даже в век информационных технологий и мощных компьютеров чиновничья рать крайне тяжело поддается сокращению. В далеком будущем, возможно, многих чиновников заменят интеллектуальными компьютерами, которые будут сами писать отчеты, справки, пояснительные записки и т.д. вышестоящим суперкомпьютерам и получать от них очередные запросы. Пользы от них, понятно, не будет. Но главное в их работе - не польза. Ущерба от такой работы не будет. Зарплату, различных надбавок, социальных льгот и привилегий они не требуют, служебных автомобилей, бесплатных квартир, помощников - тоже, взяток не берут, воровать не будут. А если когда и заглючит - никто и не заметит.


Тенденции изменения количества дотационных субъектов РФ

В соответствии с Конституцией РФ в 1993 г. в стране было 89 субъектов федерации. В 2013 г., после объединения нескольких субъектов, - 83. В 2014 г. - 85. Большая часть из них - дотационные. И за все годы реформ прогресса здесь нет.

На коллегии Минрегионразвития РФ 12.04.2013 И. Слюняев перечислил регионы-доноры в 2012 г.: Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и др. (всего 11 регионов).

Доля (%) дотационных субъектов РФ от общего количества субъектов РФ

Расходы на управление в процентах от расходов консолидированного бюджета

Особенностью российских реформ было постепенное увеличение доли расходов государственного консолидированного бюджета на управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.

Доля расходов на управление в процентах от общей суммы расходов государственного бюджета СССР.
Доля (%) расходов на общегосударственные расходы,  на обслуживание государственного и муниципального долга, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства (в сумме) в расходах консолидированного бюджета РФ

Рейтинги международных организаций, относящиеся к эффективности управления


Рейтинги World Bank

Для оценки эффективности управления государством используются разработанные Всемирным банком «Международные индикаторы управления» (The worldwide governance indicators). Деятельность правительства оценивается шестью индексами, отражающими важные параметры государственного управления:
- учет мнения населения и ответственность правительства перед обществом (Voice and Accountability);
- политическая стабильность (Political Stability);
- эффективность деятельности правительства (Government Effectiveness);
- качество законодательства (Regulatory Quality);
- верховенство закона (Rule of Law); - контроль (сдерживание) коррупции (Control of Corruption).

Government Effectiveness

В период 1996 - 2014 гг. российские правительства в рейтинге Government Effectiveness ниже 106 места не опускались. Оценок за 1992 - 1995 гг. нет, но, вне всякого сомнения, результат в эти годы был гораздо хуже.

Доля расходов на управление в процентах от общей суммы расходов государственного бюджета СССР.

На графике приведены данные по изменению индекса эффективности деятельности правительств некоторых стран.

Доля расходов на управление в процентах от общей суммы расходов государственного бюджета СССР.

Всемирный банк эффективность работы правительств в России 1990-х оценил ниже, чем эффективность работы правительств более чем 120 стран мира. И если с оценкой WB относительно лучшей работы правительств Кубы, Вануату, Антигуа и Барбадос, Арубы, Ботсваны, Руанды еще можно согласиться, то вот по поводу лучшей работы чиновников в Самоа, Тунисе, Суринаме, Тринидад и Тобаго, Кабо Верде - это под вопросом.

Мы догадывались, как работали «...те, кто в 90-е годы, занимая высокие должности, действовали в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние» (из речи В. Путина 21.11.2007). Вот только куда смотрела Генеральная прокуратура? Кто осужден за крупномасштабное «разбазаривание национального достояния»? Ведь это тяжелейшее государственное преступление, которое не должно иметь срока давности.

Странно, что коэффициент для США, страны, долг которой огромен и быстро растет, которая привела мир к тяжелейшему экономическому кризису в 2008 г. и верным курсом идет к дефолту, которая решает свои проблемы печатанием долларов, которая беспрерывно в течение многих лет бряцает оружием и ведет войны, в 2008 - 2019 годах не уменьшился до 0. Да он даже увеличился. За «бугром» умеют считать. При этом эффективность работы правительства Китая, за очень короткий срок опередившего США по многим важным показателям, оказалась значительно хуже эффективности работы правительства США.

Цитата. «Оно {правительство} не справляется с развитием экономики. То, что у нас происходит, это вообще не кризис. Это деградация и распад социально-экономической системы. Не только лично я так думаю, но и все известные мне ученые мирового класса, доброжелательно относящиеся к России. Существует огромный массив фактов и теоретических исследований, это подтверждающих, но нагло скрываемых от общественного мнения. Происходящее губительно для страны, но выгодно узкому слою чиновничества и приближенных к нему «субъектов экономической деятельности.
Со времен Гайдара у нас избран порочный курс развития и построена дефективная социально-экономическая формация. Определенным узким кругам она выгодна. И экономический блок правительства работает на пользу этих кругов, а не на благо страны. Десятилетиями из России выводится за рубеж по сути треть валового продукта нации... Спрошу: какая экономика такое разорение выдержит? [453], 2016 г.».

Информация к размышлению

1.Середина десятых. Интервью министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева британской широковещательной корпорации BBC 09.06.2015 г.: «Нам нужно, по меньшей мере, 50 лет продолжительного роста, чтобы попасть в клуб настоящих экономических сверхдержав. Для нас это большой вопрос: выйдем ли мы на эту дорогу, ведущую в клуб супердержав 21-го столетия, или нет? Сейчас мы находимся на развилке».
Уже тридцать лет ведут, а страна все на развилке. И нет никакой гарантии, что ее выведут именно на столбовую дорогу быстрого экономического развития, а не на окружную. И дадут ли стране 50 лет роста?
А сам министр уже не сможет вести страну в тот клуб, в 2017 г. осужден на 8 лет и штраф 130 млн. руб. за взятку в особо крупном размере.

2. Г. Греф, 15.01.2016: «Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. И это технологическое порабощение, я бы так говорил, мы просто оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров».
Г. Греф в 2000 - 2007 гг. работал министром Министерства экономического развития и торговли России и внес свой весомый вклад и в «технологическое порабощение», и в дауншифтеризацию государства.


Doing Business

Одна из наиболее важных задач реформ - создание условий для развития частного бизнеса. На решение этой задачи и была направлена работа многочисленной, постоянно растущей армии чиновников.

Место государства в рейтинге «Doing Business» («Условия ведения бизнеса») определяется по 10 индикаторам организации и ведения бизнеса: создание предприятия, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, процедура банкротства.

«Рейтинг ВБ высчитывается по 10 показателям... Однако ни один из этих критериев не учитывает состояние институциональной среды: количество проверок бизнеса со стороны надзорных органов и правоохранителей, уровень протекционизма, работу судов, коррупцию, фаворизм при фактическом распределении госзакупок, реальное налоговое бремя. Кроме того, эксперты ВБ проводят свои замеры исключительно в Москве и Санкт- Петербурге, с их огромными ресурсами и концентрацией предпринимательских кадров...» [519].

В конце нулевых и начале 2010-х Россия занимала этом рейтинге место во второй сотне государств. Причем по показателю «Оформление разрешений на строительство» в рейтинге 2011 г., например, - 182 место, хуже дело было только в Эритрее. Получается, что чиновники, в своей совокупности, не только не помогали, но даже упорно препятствовали (например, при попытке что-либо построить) развитию бизнеса. В 2019 г. Россия вошла в число 30 государств - лидеров по этому показателю. Первые места в рейтинге стабильно занимали Сингапур, Гонконг (Китай), Новая Зеландия.

Место России в рейтинге World Bank «Doing Business» («Условия ведения бизнеса»)
Индекс демократии

The Economist Intelligence Unit, исследовательская структура журнала Economist (Великобритания) рассчитывает и публикует «Индекс демократии стран мира». В расчетах используются экспертные оценки и опросы общественного мнения по избирательному процессу, деятельности правительства, участию населения в политике и политической культуре населения, гражданским свободам. Существующие режимы в государствах разделены на четыре категории: государства полной демократии (Full democracies, K больше 8); некорректные демократические государства (Flawed democracies, K меньше 8,но больше 6); гибридные режимы (Hybrid regimes K больше 4, но меньше 6); авторитарные режимы (Authoritarian regimes, K меньше 4).

Индекс демократии K для некоторых стран

Среднегодовое количество отработанных часов на одного работника

В странах с увеличивающейся эффективностью управления увеличение объема созданной продукции, созданного ВВП происходит на фоне уменьшающейся продолжительности рабочего времени и роста зарплаты работающих.

Среднегодовое количество отработанных часов на одного работника, 1980 - 2019

В 2010 году Союз предпринимателей РФ предложил увеличить продолжительность рабочей недели в стране до 60 часов, т.е. в 1,5 раза. На графике - это примерно 3000 часов в год. Надо полагать, что при таком увеличении эффективности нашей экономики можно будет в 1,5 раза больше ежегодно вывозить в другие страны нефти, газа, угля, металлов, древесины. И по более низким ценам. И, конечно, через офшоры - чтобы еще выше поднять эту эффективность.

Таким образом, эффективность работы управленческих структур в России в период реформ была гораздо ниже ее эффективности во многих развитых и развивающихся государствах. При этом численность и зарплата управленческого аппарата постоянно и увеличивались.

Цитата

«Чиновники - это трутни, пишущие законы, по которым человеку не прожить. Почему у министров жалование постоянно и независимо от того, хорошо или дурно живётся населению Пруссии?» [Отто фон Бисмарк]. Это у них там, в Пруссии, жалование было постоянным.



На главную
© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.