Внешний и внутренний долг России


Величина внешнего долга России и его структура
Внешний долг органов государственного управления России
Внешний долг банков и прочих секторов
Валютная структура внешнего долга
Государственный внутренний долг России
Государственный долг субъектов РФ
Государственный долг муниципальных образований России
Долг органов государственного управления РФ (государственный долг)
Долги развитых стран мира
Обслуживание долга
О списании Россией долгов ряда стран

Величина внешнего долга России и его структура

Структурная схема российского внешнего долга
Укрупненная структура российского внешнего долга на начало года, 1994 - 2021,  млрд. долл., текущие цены.

Изменение величины внешнего долга РФ и его составляющих приведено в таблице [ЦБ РФ].

Таблица: обшая сумма и компоненты внешнего долга России, 1994 - 2005, млрд. долл.
Таблица: обшая сумма и компоненты внешнего долга России, 2005 - 2019, млрд. долл.
Таблица: обшая сумма и компоненты внешнего долга России, 2019 - 2021, млрд. долл.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. Поэтому ЦБ РФ приводит и детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором имеются данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора. «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора» (определение ЦБ РФ).

Внешний долг органов государственного управления РФ

Основная сумма внешнего долга органов государственного управления России образовалась в период руководства страной М.Горбачевым и Б.Ельциным, основные выплаты по долгу - при В.Путине.

Внешний долг СССР, млрд. долл.

Вид долга1975 19801982198319841985198619871988198919901991
Полная сумма долга
(Gross Debt)
12,5 20,521,92222,3293640,842,450,853,661
Долг частным учреждениям
(Commercial debt )
8,21112,812,613,219,525,930,133,740,535,631,8
Официальный долг
(Official debt)
4,39,59,19,49,18,510,110,78,710,31829,2

Внешний долг органов государственного управления СССР и  России, млрд. долл., 1980 - 2021

При М.Горбачеве и Б.Ельцине страна ходила по миру с протянутой рукой. Подавали под проценты, но при этом еще и ставили определенные условия. Так, например, МВФ свои кредиты сопровождал такими условиями: раздробление естественных монополий, либерализация внешней торговли, либерализация экспорта нефти, снижение таможенных пошлин на импорт, отказ от введения ограничений на импорт алкоголя и др.

В 1990-х два мощных финансовых потока параллельно, но разнонаправлено, текли через российские границы. Государство занимало у Запада десятки миллиардов долларов под немалые проценты. И в это же время десятки миллиардов долларов вытекали из страны на Запад через «черный ход», исчезая там как в "черной дыре". Народ бедствует, у главы государства - «бессонные ночи и мучительные переживания», а наглости кучки крупномасштабных воров и коррумпированных чиновников нет предела.

Только проценты по долгам России составили миллиарды долларов, а расходы на обслуживание долга достигали 15% и даже 17% расходов бюджета

Таблица: расходы консолидированного бюджета и обслуживание долга, 1995 - 2006

Внешний долг банков и прочих секторов

Уменьшение внешнего долга органов государственного управления РФ происходило на фоне быстрого роста долга нефинансовых организаций и банков, причем и тех, в активах которых велика доля государства. Многие банки и предприятия для решения своих проблем брали кредиты за рубежом: в России, при огромных денежных ресурсах, процентные ставки были гораздо выше. И здесь все организовано так, что Россия вынуждена была поддерживать богатый Запад.

Несколько цитат.

1.«Выяснилось, что крупные промышленники, разные там мелкие и большие олигархи, те самые люди, что во времена грабительской приватизации опустили страну на дно нищеты, набрали за эти годы кредитов на Западе - на 570 миллиардов долларов!» [24].

2. Ю.Лужков, Астана, 4.07.2009: «Олигархи набрали 500 миллиардов долгов. Государство освободилось от долгов, стало прибыльным, профицитным. А эти повесили такую страшную гирю. И отдать не могут, потому что потратили средства черт знает на что».

3. «По официальным данным долги российских компаний перед иностранными кредиторами - около 600 млрд. долл. Но это лишь то, что открыто для статистики. По разным оценкам 85 - 95% отечественного крупного бизнеса переведено в офшор, в т.ч. дочки компаний с госучастием, оборонных предприятий, организаций ЖКХ. Они могут проводить сделки, ни перед кем не отчитываясь. Есть мнение, что учетом таких заимствований наши предприятия задолжали западным финансовым структурам более триллиона долларов» [411].

Внешний долг и международные резеры России, внешний долг банков и прочих секторов, 1995 - 2021

В начале 1990-х либеральные демократы объявили государство неэффективным собственником. Они забрали у государства предприятия и передали их в частные руки собственников эффективных. В результате одни предприятия значительно сократили выпуск продукции, другие вообще прекратили производство. Долги предприятий частных выросли до неприличных размеров, поступления от их деятельности в государственную казну резко уменьшились. Одновременно до тех же неприличных размеров разбухли счета новых собственников в зарубежных банках, в их частные руки перешли многие западные замки, виллы, дома и квартиры. В этом и заключалась эффективность новых частных собственников?

Информация к размышлению

Руководитель государства просит руководителей корпораций оказать поддержку рублю на валютном рынке.
В.Путин, 18.12.2014: «Знаете, два дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону, по дружбе, и задал вопрос: что же вы придерживаете? Я, кстати, не заставлял ничего делать. «Нам нужно платить по кредитам скоро». Я говорю: понятно, а если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти? Подумал, через секунду отвечает: три миллиарда долларов у нас есть. Три миллиарда в загашнике - понимаете, о чём идёт речь? Это же не 30 копеек. Это только у одной компании три миллиарда в загашнике».
Как и почему мы дошли до такой жизни, когда руководителю государства приходится просить у руководителей предприятий «по сусекам поскрести», чтобы выйти на валютный рынок и попытаться спасти рубль? Насколько эффективно такое «ручное управление»?


Валютная структура внешнего долга

Валютная структура внешнего долга России, проценты, 2012, 2021

Государственный внутренний долг России


Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства появляются в результате привлечения средств негосударственных организаций и населения для выполнения государственных программ и заказов. Является неотъемлемой частью общего государственного долга. Обслуживается Банком России (размещением и погашением долговых обязательств).

В объем государственного внутреннего долга, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в рублях;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в рублях;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в рублях;
- объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в рублях предусмотрена федеральными законами РФ.

На 01.01.2021 государственный внутренний долг России на 95% состоял из государственных ценных бумагах России, номинальная стоимость которых указана в рулях. Основными из них были ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным доходом) и ОФЗ-АД (облигации федерального займа с амортизацией долга).

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в рублях,  на 01.01.2021, проценты.

Государственный внутренний долг быстро растет, особенно резкое увеличение - в 2020 году.

Государственный внутренний долг РФ, млрд. руб. (до 1998 г. - трлн. руб.), на 01.01., 1992 - 2021

Государственный долг субъектов РФ

В 2011 году этот долг превысил 1 трлн. рублей, в 2014 г. - 2 трлн. руб.

Государственный долг субъектов РФ, величина и структура

Государственный долг муниципальных образований России

По сравнению с другими долгами его величина пока незначительна.

Государственный долг муниципальных образований  РФ на начало года, млрд. руб., 2010 - 2021

Для оценки величины долга регионов его нужно сравнить с доходами этих регионов. «По данным контрольного ведомства, за год их консолидированный долг вырос почти на 20%, перевалил за 2 трлн. руб. В половине случаев долговые обязательства превысили 50% доходов региональных бюджетов и продолжают расти» [431]. Эти данные на 2014 г.

Долг органов государственного управления РФ (государственный долг)

Включает внешний долг органов государственного управления и государственный внутренний долг. Определение Бюджетного кодекса РФ:

«К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса».

Валовой долг органов государственного управления РФ (General government gross debt), на конец года.

Отметим, что приведенная выше оценка величины государственного долга РФ достаточно условна. Так, если учитывать в государственном долге внешний долг государственного сектора в расширенном определении, то госдолг увеличится по сравнению с данными МВФ.

Долги развитых стран мира

Долг США

Государственный (национальный) долг США - это долг федерального правительства США. В сумму этого долга не включены долги штатов, местных органов власти, долги корпораций (даже при наличии государственной гарантии) и др. Государственный долг США состоит из двух компонентов: долг перед частными юридическими и физическими лицами и внутригосударственный долг.

Государственный (национальный) долг США на 30.09., млрд. долл., текущие цены, 1940 - 2020

Этот долг часто называют «внешним». Например, Word Bank и U.S. Department of the Treasury приводят данные по нему под заголовком "Gross External Debt Position". Прямые же долги перед иностранными кредиторами включены во внутриправительственный долг, и составляют его весомую часть. Основными иностранными кредиторами США являются Япония и Китай. В феврале 2020 года они были держателями казначейских ценных бумаг США на 2,36 трлн. долл. (в сумме).

Страны - держатели казначейских ценных бумаг США, сумма - в млрд. долл., 2020

Совокупный долг США (The United States total debt) включает долг федерального правительства (federal government), долг правительств штатов и местных органов власти (state and local governments), долг домашних хозяйств (households: home mortgage, consumer credit - ипотечные и потребительские кредиты), долг нефинансовых компаний и корпораций (business), долг внутреннего финансового сектора экономики (domestic financial sector debts), долг перед остальным миром (rest of the world).

 Совокупный долг США, трлн. долл., 1980 - 2020
Компоненты совокупного долга США,  трлн. долл.
Долги других развитых стран и Китая Внешний долг развитых стран, млрд. долл., 2002 - 2019
Внешний долг Китая на конец года, млрд. долл., 1980 - 2019
Укрупненная структура внешнего долга некоторых развитых стран

Структура внешнего долга России заметно отличается от структуры внешнего долга развитых стран.

Структура внешнего долга развитых стран на 3 кв. 2020 г., проценты.
Долг органов государственного управления Валовой долг органов государственного управления развитых стран
Чистый долг органов государственного управления в развитых странах, в процентах от ВВП, 1980 - 2019

Обслуживание долга

Цитата о высокоэффективном менеджменте. Из выступления 15.02.2013 на заседании ГД первого заместителя председателя Комитета ГД по бюджету и налогам О.Дмитриевой: «Доходность от вложений средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, тоже по отчёту Счётной палаты, от 1,8 процента до 1,1 в разные годы. А заимствуем мы по 7-8 процентов, тоже по отчётам Счётной палаты. А теперь смотрим, а во что это всё выражается в деньгах. В 2012 году, тоже по отчёту Счётной палаты, который только что нам представлен по исполнению, обслуживание долга - 340 миллиардов рублей, а доходы по Резервному фонду - чуть больше 39 миллиардов. В десять раз меньше».

Расходы консолидированного бюджета РФ на обслуживание государственного и муниципального долга, млрд. долл., 1995 - 2020

О списании Россией долгов ряда стран

Еще до заключения Беловежского соглашения восемь союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР". В соответствии с этим договором доля России, как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза, составляла около 61%. Однако, спустя два года, Россия взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Общий объем унаследованных долговых обязательств составил более 93 млрд. долл. (с процентами - около 97 млрд. долл.). Все долги свободных Грузии, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Молдавии и т.д. взвалили на нищую Россию. На каком основании? Потому что Запад что-то кому-то когда-то пообещал?

Кроме того, при вступлении в Парижский клуб кредиторов (ПКК) в 1997 г. (Министерством финансов с марта по октябрь в этом году руководил первый заместитель Председателя Правительства РФ А.Чубайс) демократической России предложили, и она обязалась обслуживать свой долг перед странами клуба по ставке 7% годовых. Даже в разгар «холодной войны» «империи зла», т.е. СССР, кредиты предоставлялись под 1,5 - 2% годовых [86].

Почему списаны долги других стран России?

Об этой проблеме мало говорят. Другие страны должны были Советскому Союзу гораздо больше, чем он сам имел долгов. Так, на 1 ноября 1989 года финансовые активы СССР составляли 145,4 млрд. долларов [87]. В 1997 году было подписано постановление правительства об участии РФ в программе по сокращению внешнего долга беднейших стран. Координаторы этой программы, МВФ и ЕБРР, несомненно, знали, в каком тяжелейшем положении находится Россия, но от ее участия в программе цинично не отказались.

Одним из важных аргументов вступления РФ в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов наши главные финансовые менеджеры считали возможность реализации значительных внешних активов, т.е. возврата России долгов слаборазвитых и развивающихся стран. Но российские «...долги перед ПКК были признаны полностью, активы или долги бывшего СССР, которыми владела Россия, - наполовину» [86].

Теперь по своим долгам мы регулярно платим, а чужие - прощаем. И, к сожалению, уменьшение задолженности стран дальнего зарубежья перед РФ произошло не за счет возврата долгов, а за счет их поэтапного списания. К июню 2007 г. списано 80 млрд. долл., к апрелю 2008 г. - около 95 млрд. долларов.

Отметим, что в 1997 году, кроме вступления в ПКК, в стране произошло еще одно важное событие: за счет месяцами невыплачиваемой десяткам миллионов россиян зарплаты уменьшилась инфляция. До уровня Руанды. Это примерно в 10 раз больше, чем она была в Сирии, в пять раз больше, чем в Того, в три раза больше, чем Ливии и Тринидад и Тобаго. В общем - 156 место среди 177 стран, по которым у МВФ имелись данные. Как выживали люди при отсутствии денег, и скольким выжить не удалось, как простым россиянам удавалось при этом еще и работать, растить детей - вопрос, конечно, не столько риторический, сколько тяжелый. Но, по совокупности всех достижений, лучшим в мире министром финансов 1997 года журналом Euromoney был признан А.Чубайс. Награда лучшему министру финансов мира была вручена в Гонконге на сессии МВФ.

То, что пирамида ГКО уже достигла невиданных размеров и в следующем году произошел дефолт, а инфляция в 1998 г. составила 84,5%, - так это были уже проблемы другого министра финансов, не лучшего в мире.

Задолженность (в млрд. долларов) стран дальнего зарубежья перед СССР и РФ

В июне 20007 г. зам. министра финансов России сообщил радостную новость: Россия, «согласно статистике», списала долгов беднейшим странам на 80 млрд. долларов. Для сравнения: расходы федерального бюджета РФ в 2005 году составили: на здравоохранение - 2,5 млрд. долларов; на сельское хозяйство - 0,7 млрд. долларов (расчет по среднегодовому курсу).

В таблице приведены данные по списанным Россией долгам некоторым странам.

Таблица: сумма долгов, списанных Россией некоторым странам, млрд. долл.

В этой связи кратко сравним некоторые важные экономические и демографические показатели России и стран, которым списаны долги, а также рассмотрим несколько далеко не самых впечатляющих примеров.

Некоторые сравнительные данные по России и странам, которым списаны долги

Стремление и желание одной страны списать многомиллиардный долг другой зависит от многих факторов: от уровня нищеты населения в странах, от уровня отношений между странами, от уровня коррупции в списывающем долг государстве, от желания или нежелания чиновников развивать экономику в своих государствах и некоторых других. Есть и более конкретные критерии, которым должны соответствовать показатели слаборазвитых стран для применения к этим странам процедуры списания долга: «...это слаборазвитые страны с высоким уровнем задолженности, имеющие ВВП на душу населения не более 500 долларов в год и размер внешнего долга более 200 процентов ВВП» [328].

ВВП на душу населения и внешний долг
ВВП на душу населения и внешний долг

Как видим, в таблице нет ни одной страны, показатели которой соответствуют двум приведенным выше критериям.

Потребление энергии на единицу созданного ВВП и уровень инфляции

Потребление энергии на единицу созданного ВВП. Во всех слаборазвитых странах, которым списаны долги, этот показатель лучше, чем в России.

Потребление энергии на доллар (с учетом ППС, 2000 г.) созданного  ВВП г., Btu/долл.

Уровень инфляции. Как уже отмечалось, уровень инфляции - один из наиболее важных показателей, характеризующих качество жизни населения в том или ином государстве.

Инфляция в РФ и в странах, которым РФ простила долги в 1992 - 2008 гг.

В таблице приведены демографические данные для РФ и стран, которым наша страна списала долги. Данные - на период списания долгов.

Демографические показатели в России и в странах, которым Россией списаны долги
Примеры

Афганистан. В Афганистане погибли многие тысячи россиян, десятки тысяч изувечены на всю жизнь. Из Афганистана рекой текли и текут к нам героин и другие наркотики, а обратно - доллары, заработанные на гибели наших детей. И в 2007 г. мы прощаем этой стране долг 10 млрд. долларов. На часть этих денег можно было так укрепить границу, что не только наркокурьеры, но и наркомухи не пролетали. На оставшиеся - попытаться вылечить миллионы наших наркоманов, поддержать миллионы инвалидов.

Алжир. В марте 2006 года Россия списала долги в 4,7 млрд. долларов очередной развивающейся стране - Алжиру. Посмотрим, может быть действительно показатели социального и экономического развития в Алжире гораздо хуже, чем в России?

1.В 2007 - 2008 гг. доходы Алжира от продажи нефти составили 100 млрд. евро. За счет высоких цен на энергоресурсы страна практически полностью погасила внешний долг и приступила к реализации планов экономического развития на сумму 130 млрд. евро (данные Euronews, 08.04.2009). Нам бы такие планы развития: в пересчете на численность населения России сумма эквивалентна 530 млрд. евро.

Внешний долг Алжира, млрд. долл.

2. Международные резервы Алжира в 2006 году составляли $78 млрд. - это 13-е место в мире (в 2011 г. - 13-е, $186 млрд.), больше чем в богатейших Франции и Великобритании.

Международные резервы на душу населения в России и Алжире, долл.

3.По основным демографическим показателям (рождаемости, приросту населения, ожидаемой продолжительности жизни) Алжир далеко и навсегда опережает Россию, смертность в Алжире гораздо ниже, чем в нашей стране.

Коэффициенты рождаемости и смертности (на 1000 человек населения) в Алжире и России.
Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек) и изменение численности населения в Алжире и России
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Алжире и России

4.В таблице приведены некоторые другие сравнительные данные для «бедной» страны Алжир, не возвращающей России свои долги, и «богатой» России, прощающей долги бедным и убогим.

Таблица: сравнительные экономические и социальные показатели Алжира и России

Ливия. В апреле 2008 года списан, в обмен на сотрудничество с российскими корпорациями, долг Ливии в сумме 4,5 млрд. долларов, международные резервы которой на конец 2007 года составляли 69,5 млрд. долларов, а ВВП на душу населения в которой все годы реформ был значительно выше, чем в России.

Международные резервы и ВВП на душу населения в России и Ливии

Некоторые другие сравнительные данные для РФ и Ливии приведены в таблице.

Таблица: сравнительные экономические и социальные показатели Ливии и России

До 1970-х Ливия была одной из беднейших африканских стран. Открытие и освоение месторождений нефти и газа изменили ситуацию; к 2010 г. Ливия - в числе лидеров среди африканских стран по уровню жизни. Отметим некоторые другие показатели, не вошедшие в таблицу:
- бесплатное образование, медицинское обслуживание, беспроцентные кредиты на покупку жилья и автомобиля, бесплатная электроэнергия для населения;
- стабильный курс динара (по данным UNCTAD с 2002 г. по 2014 г. он не изменился, 1,27 доллара за динар);
- низкие цены на бензин: в 2010 г. - 0,17 долл. за литр на самую распространенную марку (в России в этом году - 0,84 долл./л) World Bank, WDI;
- достаточно низкая инфляция. За период с 2000 г. по 2010 г. рост потребительских цен составил, по данным IMF, 7,2%. Для сравнения: в России потребительские цены за этот период увеличились более чем в 3 раза;
- выплата новобрачным на покупку квартиры - 64000 долл. [«Новости», 1 канал, 20.10.2016], за каждого родившегося ребенка родителям выплачивалось 7000 долларов [443];
- рабочий день - до 14 часов, пособие по безработице - 730 долл., [«Новости», 1 канал, 20.10.2016];
- достаточно высокие для африканской страны расходы на здравоохранение: в 2010 г. - 409 долл./чел. (в России в этом году - 895 долл./чел.) [World Bank, WDI];
- по данным Всемирного банка (World Bank, WDI) средняя ожидаемая продолжительность жизни населения увеличилась с 68,6 лет в 1990 г. до 74,8 лет в 2010 г. (эти данные не стыкуются с данными ЦРУ, приведенными в таблице выше). Для сравнения: в России средняя ожидаемая продолжительность жизни за указанный период уменьшилась с . - 68,9 лет до 68,6 лет.

Однако просчеты М.Каддафи и его правительства привели к антиправительственному мятежу. Мятежники при прямой военной и финансовой поддержке НАТО, ОАЭ, Катара смели режим. «На смену режиму Каддафи пришла гремучая смесь из радикальных исламистов, в том числе из рядов Аль-Каиды, связанных с ЦРУ со времен войны в Афганистане в 1980-е годы, и прозападных ливийских иммигрантов, заброшенных в страну опять же усилиями Вашингтона» [443]. Погром в Ливии резко увеличил поток мигрантов из Африки в Европу. А это, наряду с ростом потоков мигрантов из стран Ближнего Востока после войн в Афганистане, Ираке, Сирии, угроза безопасности европейских стран в недалеком будущем.

Цитата

М.Каддафи: «Теперь слушайте вы, люди из НАТО. Вы бомбите стену, не пропускавшую поток африканской миграции в Европу. Стену, тормозившую террористов Аль-Каиды. Этой стеной была Ливия. Вы разрушаете ее, вы идиоты. За тысячи мигрантов из Африки, за поддержку Аль-Каиды гореть вам в аду. И так оно будет» [телеканал Россия 24, передача «Бесогон», 28.11.2015].


Ирак. В 2008 году Россией списан долг Ирака ~ 12 млрд. долл.

Международные резервы на душу населения в Ливии и России
Коэффициенты рождаемости и смертности в Ливии и России
Коэффициент естественного прироста и изменение численности населения в Ливии и России
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Ливии и России

Анализ приведенных в таблицах и на графиках данных показывает, что Россия должна не прощать долги Алжиру, Ливии и др. странам, а брать у них взаймы и не возвращать. Разве нет применения этим деньгам в России?

Почему же мы так заботились о благосостоянии народов Алжира, Ливии, Ирака, Нигерии, Афганистана и многих других стран? Чем наш народ хуже? Что, он очень богат и у нас нет людей, живущих за чертой бедности? Или у нас мало вымирающих деревень и с трудом выживающих малых городов и крупных моногородов? Или эти деньги не нужны нашим больным детям или детям, живущим без родителей, нашей честно работающей молодежи, которая не в состоянии даже приобрести собственное жилье? Может быть, у нас очень богатые пенсионеры, которые не знают, на что потратить свою пенсию? Или у нас мало безработных и тех, кто приучен к алкоголю, попал в сети наркомафии? Может быть, эти деньги не нужны миллионам наших инвалидов, миллионам тяжелобольных россиян, которые не в состоянии купить даже лекарства для лечения? А может у нас избыток средств в сфере образования, здравоохранения и науки? Или списываем долги для поддержки отдельных корпораций? Но деньги должны всем россиянам - почему же не спросить у них, можно ли простить другим странам долги для поддержки этих фирм? Например, на референдуме.

Если долги не возвращают нынешним правительствам страны, почему не оставить решение этого вопроса следующим поколениям? Куда опять спешили, и почему? Ведь наши дети и внуки будут умнее и нас и, вне всяких сомнений, умнее тех, кто «руководил» страной в 1970-х - 1990-х. Они нашли бы выход. Но им не оставили шансов, списали почти все.

Если же документы, подтверждающие наличие долгов, составлены безграмотно, и мы не можем требовать возврата многих десятков миллиардов долларов - то почему не привлекаются к ответственности те, кто такие документы составлял и подписывал? Даже если они уже глубокие «персональные» пенсионеры - преступления перед народом срока давности не имеют.

И вообще, как можно иметь дело с далеко не бедными странами, которые не возвращают долги? Какое можно им продавать оружие, какие строить им дороги?

Кроме того, нашим правоохранителям давно следовало бы разобраться, кто и почему был так заинтересован в списании этих десятков миллиардов долларов.

Старые грабли

«Просроченная задолженность правительств других государств (их юридических лиц) перед Российской Федерацией за 2017 год выросла на $3,5 млрд. (36%) и на начало 2018 года составила $13 млрд., сообщила Счетная палата в материалах к проекту федерального бюджета на предстоящую трехлетку. Это связано с «неоплатой странами-дебиторами соответствующих платежей, установленных межправительственными соглашениями.
Аудиторы не раскрывают, какие страны просрочили долговые платежи в адрес России. Программа двусторонних государственных кредитов России традиционно засекречена. Часть займов выдается в рамках военно-технического сотрудничества (на покупку российского оружия)» [502].
Нужен ли нам такой экспорт нашего оружия? На кого работаем?



Раздел из книги "Российские реформы в цифрах и фактах"

Скачать весь раздел в формате pdf.

© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2021
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.