Федеральный и консолидированный бюджеты России, бюджеты Китая и США
Расходы бюджетов и их структура
Государственные расходы и ВВП
Дефицит (профицит) бюджетов
Доходы и их структура
ДоходыДоходы бюджетов РСФСР в 1980-х и Российской Федерации в 1990-х сравнивать сложно - разные функции (в бюджете РСФСР не было расходов на оборону, международную деятельность и др.), совершенно разные рубли, не соответствующий реальным условиям курс доллара по отношению к рублю.
Для сравнения приведены также данные по доходам бюджетов Китая, США и Японии.
Структура доходов
За время реформ существенно изменилась структура доходной части консолидированного бюджета.
Е. Ясин (с 1994 г. по 1997 г. - министр экономики РФ): «Но просто когда мы говорим, что мы - налогоплательщики, и что мы имеем право и т.д. и т.п., надо понять, что наш полуавторитарный режим опирается на те доходы, которые он получает не с населения». Источник: передача «Тектонический сдвиг» радио «Эхо Москвы» 07.02.2011.
Намек на то, что основные доходы «полуавторитарного режима» - от экспорта нефти, газа и т.п. Но разве нефть, газ, уголь уже не принадлежат народу, разве они уже в собственности олигархов? Если природные ресурсы еще в собственности государства, то правительство опирается именно на доходы населения и на доходы, полученные от продажи ресурсов, принадлежащих всему населению.
Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета России, бюджета федерального правительства США и бюджета центрального правительства Китая.
В доходах российского федерального бюджета велика доля нефтегазовых доходов.
Основные источники поступления средств в федеральный бюджет РФ: доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и при их использовании, налоги на товары, ввозимые из-за рубежа. В 2019 г. их доля в доходах бюджета ~ 62%.
Доходы от внешнеэкономической деятельности в бюджете России - это, а основном, ввозные и вывозные таможенные пошлины. Вывозные пошлины в России - это пошлины на вывоз нефти, нефтепродуктов и газа.
Основные статьи доходов в бюджете правительства США - индивидуальные подоходные налоги, а также отчисления на социальное страхование и налоги на доходы корпораций. Всё это деньги, заработанные предприятиями: чем больше предприятий и чем они лучше работают, тем больше этих налогов.
Д.э.н., проф. В. Иноземцев, д.э.н. В. Зубов: «В США, где подоходный налог дает 47% федеральных доходов, власть вынуждена поощрять инновации и думать об обогащении своих граждан. В России, где больше 52% доходов идут от таможни, это никого не интересует» [437].
Основные доходы бюджета центрального правительства Китая (Central Government) - НДС, налоги на импорт и на доходы корпораций.
По утверждению реформаторов одна из причин необходимости проведения российских реформ и, в частности, приватизации государственной собственности, - неэффективная работа государственных предприятий. После перехода государственных предприятий в частные руки эти предприятия должны были работать лучше, получать большую прибыль, честно ее показывать в налоговой отчетности и честно платить налоги в бюджет. Стали ли в результате реформ российские предприятия приносить больше денег в казну?
А ведь было в те годы такое предприятие - «Вьетсовпетро».
В 2000 году 9 крупнейших плательщиков дивидендов («Газпром», «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», «Роснефть» и др.) выплатили государству 2,916 млрд. руб. (это 79% от общей суммы дивидендов, поступивших в бюджет). Этот год не был исключительно неудачным для отечественных предприятий.
Для сравнения: от участия в российско-вьетнамском предприятии «Вьетсовпетро» в бюджет поступило 12,010 млрд. руб. [8].
Почему же одна компания в течение многих лет давала денег в бюджет больше, чем поступления дивидендов от государственных российских компаний, в том числе всемирно известных? «Вьетсовпетро» добывала нефть во Вьетнаме, например, в 2005 г. - добыто 10,7 млн. т. (для сравнения: в России добыто 491 млн. тонн). Доходы от продажи делились между Вьетнамом и Россией. 95% российской доли прибыли поступало в федеральный бюджет. Депутат Ю. Болдырев, передача "Момент истины", 24.10.2004: «... позиция вьетнамской стороны такова, что ни приватизировать российскую долю, ни спрятать прибыль невозможно. Могли бы спрятать прибыль, спрятали бы, не было такого феномена».
Удивительно, как же в те годы такое могло быть, как такой лакомый кусок не был передан в руки олигархов в 1990-х? Оказывается, благодаря своевременному вмешательству службы по борьбе с экономическими преступлениями, которую, кстати, в 1990-х собирались ликвидировать как пережиток социалистического прошлого. Там еще работали честные люди.
В декабре 2006 года подписано распоряжение Правительства РФ о внесении находящейся в федеральной собственности доли в СП "Вьетсовпетро" в уставный капитал ОАО «Зарубежнефть».
Расходы бюджетов и их структура
Тенденции изменения расходов бюджетовДля сравнения ниже приведены данные по изменению объемов расходов бюджетов России и некоторых стран.
Рассмотрим только некоторые особенности расходов бюджета России.
Расходы на развитие экономики.
Прежде всего, отметим уменьшение расходов на развитие и поддержку основных отраслей экономики.
Сравним расходы Китая на развитие экономики и расходы консолидированного бюджета на национальную экономику.
С 2010 года для Китая включены расходы на: науку и технику; защиту окружающей среды; сельское хозяйство, лесное и водное хозяйства; транспорт; предприятия по разведке ресурсов, энергетики и информации; предприятия по восстановлению после землетрясений, реконструкции; предприятия проблем земли, океана и погоды; предприятия по управлению запасами зерна и нефти.
Платежи по долгам.
Вторая особенность расходной части российских реформенных бюджетов - изъятие значительных сумм для уплаты долгов и процентов по долгам. На какие цели и насколько эффективно израсходованы заемные деньги - большой и сложный вопрос, вряд ли в нем кто-нибудь и когда-нибудь разберется.
Содержание органов власти и управление
Третья особенность - рост расходов на содержание органов управления.
С 2005 года, в соответствии с новой классификацией, в федеральном и консолидированном бюджетах РФ ведется учет расходов по разделу «Общегосударственные вопросы». Наибольшая доля расходов в федеральном бюджете по этому разделу приходится на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов, органов финансового надзора, судебной системы, а также на обслуживание государственного и муниципального долга и международное сотрудничество.
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
Рост расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства связан, во-первых, с ростом преступности, в т.ч. обусловленной распространением наркотиков, расслоением общества по величине доходов и ростом напряженности в нем. Во вторых - с террористическими угрозами и угрозами национальной безопасности. Растет и уровень жизни работников.
«Государственное управление в идеале призвано облегчать и упрощать жизнь граждан, обеспечивать социальные блага. У нас же госуправление всё больше зацикливается на функциях ограничения возможностей граждан. В пример можно привести нашу силовую систему с её 2,6 млн. работников. Одних только полицейских на 1000 человек в России в 2,4 раза больше, чем в США, и в 2-4 раза больше, чем во Франции и Германии» [498].
Рост расходов на правоохранительную деятельность в любом государстве свидетельствует, в общем случае, о росте нестабильности в нем. В гипотетически абсолютно стабильном государстве не нужны внутренние войска, гвардия и различные виды спецназа (ОМОН, Зубр, Рысь, Ястреб, Вымпел, Смерч, группы ? ... и т.д.)
С 2014 года доля расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности в консолидированном бюджете уменьшается. В 2020 году она составила 5,7%
Структура расходов бюджетов
Сравним структуру расходов бюджета СССР и структуры расходов современных бюджетов некоторых стран. Для СССР рассматриваем государственный бюджет, для России - федеральный и консолидированный, для Китая - бюджет центрального правительства и консолидированный, для США - федеральный (федерального правительства) и бюджеты штатов и местные (не консолидированный), для Норвегии - бюджет центрального правительства. Обратим внимание на доли военных расходов, расходов на социальное развитие, правоохранительную деятельность, на национальную экономику и на управление.
Прежде чем рассматривать структуру бюджетов России приведем высказывание по этой проблеме руководителя Министерства экономического развития А. Улюкаева. Цитаты из выступления министра на инвестиционном форуме 19.09.2014 «Сочи 2014»: "Мне кажется, нельзя говорить, сбалансированный бюджет или экономический рост. Может быть, другой баланс бюджета. Сбалансированный бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в 3 раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду, - я не могу назвать такой бюджет сбалансированным. Это абсолютный дисбаланс. Дисбаланс между задачами развития страны, нации, каждого отдельного человека и ресурсным их обеспечением. И это состояние все больше ухудшается». "...проблема очень реальная и острая - у нас выбор не между хорошей и нехорошей политикой, а между плохой и очень плохой". "У нас вопрос выживания на самом деле, серьезного экономического выживания".
В США утверждаются и исполняются федеральный (Federal Budget), бюджеты штатов (State Government) и бюджеты местных органов власти (Local Government).
Основные статьи расходов федерального бюджета США приведены на диаграмме.
Государственные расходы и ВВП
Дефицит (профицит) бюджетов
При рассмотрении бюджетов России необходимо отметить их дефицитный характер в 1990-х (страна жила «взаймы») и профицитный - в 2000 - 2008 гг. и в 2018 г. Профицит был обеспечен за счет высоких цен на нефть. Финансовые кризисы 2008 - 2010 гг., 2014 - 2017 гг., падение цен на нефть приводили к дефициту бюджетов.
В новейшей истории США был короткий (4 года) период профицитного бюджета.
Бюджеты центрального правительства Китая с 1994 г. – профицитные. Консолидированные бюджеты в 2000-х были дефицитными (кроме 2007 г.), причем дефицит увеличивается.
На главную
© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.