Федеральный и консолидированный бюджеты России, бюджеты Китая и США

Доходы и их структура
Расходы бюджетов и их структура
Государственные расходы и ВВП
Дефицит (профицит) бюджетов

Доходы и их структура

Доходы

Доходы бюджетов РСФСР в 1980-х и Российской Федерации в 1990-х сравнивать сложно - разные функции (в бюджете РСФСР не было расходов на оборону, международную деятельность и др.), совершенно разные рубли, не соответствующий реальным условиям курс доллара по отношению к рублю.

Для сравнения приведены также данные по доходам бюджетов Китая, США и Японии.

Доходы консолидированных бюджетов, млрд. долл., текущие цены., 1980 - 2020
Доходы федерального бюджета РФ, бюджетов федерального правительства США и центрального правительства Китая, млрд. долл., текущие цены, 1990 - 2020
Структура доходов

За время реформ существенно изменилась структура доходной части консолидированного бюджета.

Структура доходов государственного бюджета СССР в 1990  году и доходов консолидированного бюджета РФ в 1993 г.
Структура доходов консолидированного бюджета России в 2019 г.

Е.Ясин (с 1994 г. по 1997 г. - министр экономики РФ): «Но просто когда мы говорим, что мы - налогоплательщики, и что мы имеем право и т.д. и т.п., надо понять, что наш полуавторитарный режим опирается на те доходы, которые он получает не с населения». Источник: передача «Тектонический сдвиг» радио «Эхо Москвы» 07.02.2011.

Намек на то, что основные доходы «полуавторитарного режима» - от экспорта нефти, газа и т.п. Но разве нефть, газ, уголь уже не принадлежат народу, разве они уже в собственности олигархов? Если природные ресурсы еще в собственности государства, то правительство опирается именно на доходы населения и на доходы, полученные от продажи ресурсов, принадлежащих всему населению.

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета России, бюджета федерального правительства США и бюджета центрального правительства Китая.

В доходах российского федерального бюджета велика доля нефтегазовых доходов.

Доля (%) нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ, 2013 - 2020

Основные источники поступления средств в федеральный бюджет РФ: доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и при их использовании, налоги на товары, ввозимые из-за рубежа. В 2019 г. их доля в доходах бюджета ~ 62%.

Доля основных доходных статей в федеральном бюджете России, проценты, 2019.

Доходы от внешнеэкономической деятельности в бюджете России - это, а основном, ввозные и вывозные таможенные пошлины. Вывозные пошлины в России - это пошлины на вывоз нефти, нефтепродуктов и газа.

Составляющие доходов России от внешнеэкономической деятельности в 2019 г., проценты.

Основные статьи доходов в бюджете правительства США - индивидуальные подоходные налоги, а также отчисления на социальное страхование и налоги на доходы корпораций. Всё это деньги, заработанные предприятиями: чем больше предприятий и чем они лучше работают, тем больше этих налогов.

Доля основных доходных статей в бюджете федерального правительства США, 2005, 2019.

Д.э.н., проф. В.Иноземцев, д.э.н. В.Зубов: «В США, где подоходный налог дает 47% федеральных доходов, власть вынуждена поощрять инновации и думать об обогащении своих граждан. В России, где больше 52% доходов идут от таможни, это никого не интересует» [437].

Основные доходы бюджета центрального правительства Китая (Central Government) - НДС, налоги на импорт и на доходы корпораций.

Доля основных доходных статей в бюджете центрального правительства Китая в 2019 г.

По утверждению реформаторов одна из причин необходимости проведения российских реформ и, в частности, приватизации государственной собственности, - неэффективная работа государственных предприятий. После перехода государственных предприятий в частные руки эти предприятия должны были работать лучше, получать большую прибыль, честно ее показывать в налоговой отчетности и честно платить налоги в бюджет. Стали ли в результате реформ российские предприятия приносить больше денег в казну?

Доля (%) налога на прибыль предприятий доходов от ВЭД в общих доходах  бюджетов РФ.

А ведь было в те годы такое предприятие - «Вьетсовпетро».

В 2000 году 9 крупнейших плательщиков дивидендов («Газпром», «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», «Роснефть» и др.) выплатили государству 2,916 млрд. руб. (это 79% от общей суммы дивидендов, поступивших в бюджет). Этот год не был исключительно неудачным для отечественных предприятий.

Для сравнения: от участия в российско-вьетнамском предприятии «Вьетсовпетро» в бюджет поступило 12,010 млрд. руб. [8].

Почему же одна компания в течение многих лет давала денег в бюджет больше, чем поступления дивидендов от государственных российских компаний, в том числе всемирно известных? «Вьетсовпетро» добывала нефть во Вьетнаме, например, в 2005 г. - добыто 10,7 млн. т. (для сравнения: в России добыто 491 млн. тонн). Доходы от продажи делились между Вьетнамом и Россией. 95% российской доли прибыли поступало в федеральный бюджет. Депутат Ю.Болдырев, передача "Момент истины", 24.10.2004: «... позиция вьетнамской стороны такова, что ни приватизировать российскую долю, ни спрятать прибыль невозможно. Могли бы спрятать прибыль, спрятали бы, не было такого феномена».

Доходы федерального бюджета от дивидендов по акциям, находящимся в собственности государства, и от деятельности совместного предприятия «Вьетсовпетро», млн. руб.

Удивительно, как же в те годы такое могло быть, как такой лакомый кусок не был передан в руки олигархов в 1990-х? Оказывается, благодаря своевременному вмешательству службы по борьбе с экономическими преступлениями, которую, кстати, в 1990-х собирались ликвидировать как пережиток социалистического прошлого. Там еще работали честные люди.

В декабре 2006 года подписано распоряжение Правительства РФ о внесении находящейся в федеральной собственности доли в СП "Вьетсовпетро" в уставный капитал ОАО «Зарубежнефть».

Расходы бюджетов и их структура

Тенденции изменения расходов бюджетов

Для сравнения ниже приведены данные по изменению объемов расходов бюджетов России и некоторых стран.

Расходы консолидированного бюджетов крупных стран, млрд. долл., текущие цены.

Рассмотрим только некоторые особенности расходов бюджета России.
Расходы на развитие экономики.

Прежде всего, отметим уменьшение расходов на развитие и поддержку основных отраслей экономики.

Доля расходов (%) консолидированного бюджета Российской Федерации на поддержку отдельных отраслей экономики.

Сравним расходы Китая на развитие экономики и расходы консолидированного бюджета на национальную экономику.

С 2010 года для Китая включены расходы на: науку и технику; защиту окружающей среды; сельское хозяйство, лесное и водное хозяйства; транспорт; предприятия по разведке ресурсов, энергетики и информации; предприятия по восстановлению после землетрясений, реконструкции; предприятия проблем земли, океана и погоды; предприятия по управлению запасами зерна и нефти.

Расходы Китая и России на развитие экономики, млрд. долл., 1991 - 2019

Платежи по долгам.

Вторая особенность расходной части российских реформенных бюджетов - изъятие значительных сумм для уплаты долгов и процентов по долгам. На какие цели и насколько эффективно израсходованы заемные деньги - большой и сложный вопрос, вряд ли в нем кто-нибудь и когда-нибудь разберется.

О расходах консолидированного бюджета РФ на обслуживание государственного долга.

Содержание органов власти и управление

Третья особенность - рост расходов на содержание органов управления.

Доля расходов на содержание органов власти и управления в государственном бюджете

С 2005 года, в соответствии с новой классификацией, в федеральном и консолидированном бюджетах РФ ведется учет расходов по разделу «Общегосударственные вопросы». Наибольшая доля расходов в федеральном бюджете по этому разделу приходится на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов, органов финансового надзора, судебной системы, а также на обслуживание государственного и муниципального долга и международное сотрудничество.

Расходы на «Общегосударственные вопросы» в федеральном бюджете РФ, млрд. руб.
Расходы консолидированного бюджета РФ на «Общегосударственные вопросы», включая обслуживание госдолга, млрд. руб.

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

Рост расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства связан, во-первых, с ростом преступности, в т.ч. обусловленной распространением наркотиков, расслоением общества по величине доходов и ростом напряженности в нем. Во вторых - с террористическими угрозами и угрозами национальной безопасности. Растет и уровень жизни работников.

«Государственное управление в идеале призвано облегчать и упрощать жизнь граждан, обеспечивать социальные блага. У нас же госуправление всё больше зацикливается на функциях ограничения возможностей граждан. В пример можно привести нашу силовую систему с её 2,6 млн. работников. Одних только полицейских на 1000 человек в России в 2,4 раза больше, чем в США, и в 2-4 раза больше, чем во Франции и Германии» [498].

Расходы консолидированного бюджета РФ на оборону и правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

Рост расходов на правоохранительную деятельность в любом государстве свидетельствует, в общем случае, о росте нестабильности в нем. В гипотетически абсолютно стабильном государстве не нужны внутренние войска, гвардия и различные виды спецназа (ОМОН, Зубр, Рысь, Ястреб, Вымпел, Смерч, группы ? ... и т.д.)

С 2014 года доля расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности в консолидированном бюджете уменьшается. В 2020 году она составила 5,7%

Доля расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности государства в общей сумме расходов консолидированного бюджета РФ, %.
Расходы консолидированного бюджета развитых стран на обеспечение общественного порядка и безопасности в процентах от ВВП
Структура расходов бюджетов

Сравним структуру расходов бюджета СССР и структуры расходов современных бюджетов некоторых стран. Для СССР рассматриваем государственный бюджет, для России - федеральный и консолидированный, для Китая - бюджет центрального правительства и консолидированный, для США - федеральный (федерального правительства) и бюджеты штатов и местные (не консолидированный), для Норвегии - бюджет центрального правительства. Обратим внимание на доли военных расходов, расходов на социальное развитие, правоохранительную деятельность, на национальную экономику и на управление.

Структура расходов государственного бюджета СССР, проценты.

Прежде чем рассматривать структуру бюджетов России приведем высказывание по этой проблеме руководителя Министерства экономического развития А.Улюкаева. Цитаты из выступления министра на инвестиционном форуме 19.09.2014 «Сочи 2014»: "Мне кажется, нельзя говорить, сбалансированный бюджет или экономический рост. Может быть, другой баланс бюджета. Сбалансированный бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в 3 раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду, - я не могу назвать такой бюджет сбалансированным. Это абсолютный дисбаланс. Дисбаланс между задачами развития страны, нации, каждого отдельного человека и ресурсным их обеспечением. И это состояние все больше ухудшается». "...проблема очень реальная и острая - у нас выбор не между хорошей и нехорошей политикой, а между плохой и очень плохой". "У нас вопрос выживания на самом деле, серьезного экономического выживания".

Структура расходов федерального бюджета России, проценты.
Структура расходов консолидированного бюджета России, проценты.
Структура расходов центрального правительства Китая, проценты.
Структура расходов государственного бюджета Китая, проценты.

В США утверждаются и исполняются федеральный (Federal Budget), бюджеты штатов (State Government) и бюджеты местных органов власти (Local Government). Основные статьи расходов федерального бюджета США приведены на диаграмме.

Структура расходов федерального бюджета США в 2019 г., проценты.

Государственные расходы и ВВП

Расходы консолидированного бюджета в процентах от ВВП

Дефицит (профицит) бюджетов

При рассмотрении бюджетов России необходимо отметить их дефицитный характер в 1990-х (страна жила «взаймы») и профицитный - в 2000 - 2008 гг. и в 2018 г. Профицит был обеспечен за счет высоких цен на нефть. Финансовые кризисы 2008 - 2010 гг., 2014 - 2017 гг., падение цен на нефть приводили к дефициту бюджетов.

Дефицит (-) и профицит (+) федерального бюджета РФ и бюджета центрального правительства Китая в % от доходов, 1992 - 2019

В новейшей истории США был короткий (4 года) период профицитного бюджета.

Дефицит (-) и профицит (+) федерального бюджета США, млрд. долл., 1990 - 2019
Профицит (+) и дефицит (-) консолидированных бюджетов России в процентах от доходов бюджетов. 2005 - 2020.

Бюджеты центрального правительства Китая с 1994 г. – профицитные. Консолидированные бюджеты в 2000-х были дефицитными (кроме 2007 г.), причем дефицит увеличивается.

Профицит (+) и дефицит (-) консолидированных бюджетов Китая в процентах от доходов бюджетов, 2000 - 2020

Скачать весь раздел в формате pdf.

На главную

© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 - 2021
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.