Федеральный и консолидированный бюджеты

Раздел из книги "Российские реформы в цифрах и фактах"
Доходы
     Доходы бюджетов РСФСР в 80-х и Российской Федерации в 90-х сравнивать сложно – разные функции (в бюджете РСФСР не было расходов на оборону, международную деятельность и др.), совершенно разные рубли, не соответствующий реальным условиям курс доллара по отношению к рублю. И все же ниже на графиках представлены данные Росстата по доходам консолидированного и федерального бюджетов России, пересчитанные по среднегодовым курсам доллара. Доходы за 1980, 1985 и 1990 годы пересчитаны по действовавшим в эти годы курсам (соответственно 0.65, 0.8 и 0.58 рублей за доллар). Для сравнения приведены также данные по доходам бюджетов Китая и США (все графики - в формате pdf).


Доходы консолидированных бюджетов России и Китая

Доходы федерального бюджета России, бюджетов федерального правительства США и центрального правительства Китая

Структура доходов
     За время реформ существенно изменилась структура доходной части консолидированного бюджета

Структура доходов государственного бюджета СССР и доходов консолидированных бюджетов России

     Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета России, бюджета федерального правительства США и бюджета центрального правительства Китая

Доля основных доходных статей в федеральном бюджете России, бюджете федерального правительства США и центрального правительства Китая

     Основной источник поступления средств в бюджет РФ – доходы от внешнеэкономической деятельности (а это, в основном, продажа нефти, газа, металлов, удобрений), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и при их использовании, налоги на товары, ввозимые из-за рубежа – это более 2/3 всех доходов.

Структура доходов федерального бюджета России от внешнеэкономической деятельности и по статье "Вывозные таможенные пошлины"

     Существенное падение цен на наше сырье – и бюджеты станут дефицитными, со всеми вытекающими тяжелыми последствиями для простых людей. При нынешнем уровне развития промышленности и сельского хозяйства страна опять пойдет по миру с протянутой рукой. Когда же в России появятся лидеры, способные снять нашу экономику с сырьевой иглы, способные создать условия для интенсивного развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, науки, для резкого улучшения уровня жизни россиян?
     Основные статьи доходов в бюджете правительства США – индивидуальные подоходные налоги, а также отчисления на социальное страхование и налоги на доходы корпораций. Всё это деньги, заработанные предприятиями: чем больше предприятий и чем они лучше работают, тем больше этих налогов. Налоги на добычу полезных ископаемых и плата за право разработки недр незначительны.
     Основные доходы бюджета Китая – НДС, налоги на импорт и на доходы корпораций. Налог на импорт в 2007 году составил 22,2% от всех доходов бюджета, (на графике ниже из него вычтена компенсация за экспорт).
     Одна из причин необходимости проведения российских реформ и, в частности, приватизации государственной собственности, – неэффективная работа государственных предприятий. После перехода государственных предприятий в частные руки эти предприятия должны заработать лучше, получать большую прибыль, честно ее показывать в налоговой отчетности и честно платить налоги в бюджет. Стали ли в результате реформ российские предприятия приносить больше денег в казну, честно платить налоги? Ответ очевиден и без графиков, об этом можно, например, судить и по доле российских товаров в супермаркетах, магазинах, на рынках.

Доля (%) налога на прибыль предприятий, суммы доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов и НДС на товары, ввозимые из-за рубежа, налогов, сборов и платежей за пользование и при пользовании природными ресурсами в общих доходах федерального бюджета РФ

     В собственности государства еще остались тысячи предприятий, оно получает дивиденды по акциям совместных предприятий, есть доля акций государства и в российских акционерных обществах. Насколько велики эти поступления в бюджет? В 2000 году 9 крупнейших плательщиков дивидендов («Газпром», «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», «Роснефть» и др.) выплатили государству 2,916 млрд. руб. (это 79% от общей суммы дивидендов, поступивших в бюджет). Для сравнения: от участия в российско-вьетнамском предприятии «Вьетсовпетро» в бюджет поступило 12,010 млрд. руб. Этот год не был исключительно неудачным для отечественных предприятий, в 1999 – 2006 годах ситуация была аналогичной. Почему же одна компания в течение многих лет давала денег в бюджет больше, чем поступления дивидендов от тысяч государственных российских компаний, в том числе всемирно известных? «Вьетсовпетро» добывала нефть во Вьетнаме, например, в 2005 г. – добыто 10,7 млн. т. Доходы от продажи делятся между Вьетнамом и Россией. 95% российской доли прибыли поступает в федеральный бюджет. Депутат Ю.Болдырев, передача «Момент истины», 24.10.2004: «…позиция вьетнамской стороны такова, что ни приватизировать российскую долю, ни спрятать прибыль невозможно. Могли бы спрятать прибыль, спрятали бы, не было такого феномена».

Доходы федерального бюджета от дивидендов по акциям, находящимся в собственности государства, и от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро"

     Удивительно, как же такой лакомый кусок не был передан в руки олигархов в 90-х? Оказывается, благодаря своевременному вмешательству службы по борьбе с экономическими преступлениями, которую, кстати, в 90-х собирались ликвидировать как пережиток социалистического прошлого. В декабре 2006 года подписано распоряжение Правительства РФ о внесении находящейся в федеральной собственности доли в СП "Вьетсовпетро" в уставный капитал ОАО «Зарубежнефть».

Тенденции изменения расходов бюджетов.
     Для сравнения приведем данные по изменению объемов расходов бюджетов РФ и США. Рассмотрим только некоторые особенности бюджета РФ в реформенное время и сравним некоторые статьи расходов российского бюджета с аналогичными статьями бюджетов Китая и США. Прежде всего, отметим уменьшение расходов на развитие и поддержку основных отраслей экономики.

Расходы федерального и консолидированного бюджетов России и консолидированного бюджета Китая
Расходы федерального и консолидированного бюджетов США
Расходы консолидированного бюджета в процентах от ВВП
Доля расходов консолидированного бюджета РФ на поддержку экономики Общие государственные расходы на конечное потребление

     В отличие от российских реформаторов 90-х китайские денег на развитие экономики не жалели и не жалеют. Эти капиталовложения, как мы видим, к росту инфляции совершенно не привели, не приводят, и не приведут; не разворованы и не будут разворованы; не ушли олигархам и не уйдут; но дали и еще дадут быстрые и впечатляющие результаты. Стало быть, ими управляли с умом.

Расходы консолидированных бюджетов Китая и РФ на поддержку экономики

     Вторая особенность расходной части российских реформенных бюджетов - изъятие огромных сумм для уплаты долгов и процентов по долгам. Куда, как и, самое главное, эффективно ли израсходованы заемные деньги – большой и сложный вопрос, вряд ли в нем кто-нибудь и когда-нибудь разберется. Но в точности сумм, которые государство (т.е. налогоплательщики) должно возвратить, можно не сомневаться: здесь банкиры возьмут свое до копейки.

Отношение расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внешнего долга к суммарным расходам этого бюджета на здравоохранение и образование

     Третья особенность – рост доли расходов на содержание органов управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.

Расходы консолидированного бюджета РФ на оборону и правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
Доля расходов на содержание органов власти и управление в государственном бюджете СССР и доля расходов на государственное управление и местное самоуправление в федеральном и консолидированных бюджетах РФ
Доля расходов на правоохранительную деятельность и безопасность в консолидированных бюджетах России и США

     Рост расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства связан, во-первых, с ростом преступности, в т.ч. обусловленной распространением наркотиков, расслоением общества по величине доходов и ростом напряженности в нем. Во вторых - с террористическими угрозами и угрозами национальной безопасности, Четвертая особенность бюджетов РФ – очень низкий уровень расходов на социальные нужды, прежде всего на здравоохранение. Сравним расходы на здравоохранение в 90-х с расходами на международное сотрудничество. Здесь учтем, что «международное сотрудничество» было важно для десятков тысяч чиновников, а здравоохранение - жизненно необходимо для остальных 148 млн. россиян.

Расходы на здравоохранение и международную деятельность в федеральном бюджете России

     Сравним также расходы в СССР, России и в США на социальное развитие.

Доля расходов на социальное развитие и на национальную оборону в федеральном бюджете США
Доля расходов на социальные и культурные мероприятия в федеральном и консолидированном бюджетах России и на социальные и культурные услуги в государственном бюджете СССР

Структура расходов бюджетов
     Сравним структуру расходов бюджета СССР и структуры расходов современных бюджетов некоторых стран. Для СССР рассматриваем государственный бюджет, для России – федеральный и консолидированный, для Китая – бюджет центрального правительства и консолидированный, для США – федеральный (федерального правительства) и бюджеты штатов и местные (не консолидированный), для Норвегии – бюджет центрального правительства. Обратим внимание на доли военных расходов, расходов на социальное развитие, правоохранительную деятельность, на национальную экономику и на управление.

Структура расходов государственного бюджета СССР
Структура расходов бюджета России
Структура расходов бюджета в Китае
Структура расходов федерального бюджета США
Структура расходов центрального правительства Норвегии

Дефицит (профицит) бюджетов.
     При рассмотрении бюджетов необходимо отметить их дефицитный характер в 90-х (страна жила «взаймы») и профицитный - после 1999 г. Профицит был обеспечен за счет высоких цен на нефть. Финансовый кризис 2008 -2009 гг. и связанное с ним падение цен на нефть опять привели к дефициту бюджета.

Дефицит (профицит) государственного бюджета России и бюджета центрального правительства Китая

Использованы данные Росстата (Российские статистические ежегодники и сборники, данные международных организаций (ООН, МВФ, Eurostat, OECD и др.), статистических органов и изданий Китая США, Норвегии и др. источники.

Скачать весь раздел "Федеральный и консолидированный бюджеты"
Дополнительную информацию см. на сайте "Россия и страны мира в цифрах"
На главную

© И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 – 2017
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта ссылка на автора и сайт обязательна.